Продолжаем читать новую версию нашей Конституции.
И сегодня посмотрим, что же изменится в главе "Федеративное устройство".
Во-первых, будут скорректированы предметы ведения Федерации.
✔ Формирование, установление системы и организация деятельности федеральных органов законодательной, судебной и исполнительной власти теперь красиво назовут общим термином "организация публичной власти". Как мы обходились без него столько лет? Легко! И особо не замечали потребности в новой формулировке. Кстати, муниципалитеты к органам федеральной власти не относятся, глав районов Президент назначать не будет, что бы там ни рассказывали наши журналисты.
✔ Раз уж у нас есть единые правовые основы здравоохранения и системы воспитания и образования, то почему бы не написать, какие мы молодцы, в Конституции? А то мало ли, вдруг какой-то губернатор решит свои порядки завести, да?
У нас есть субъекты, где считают федеральные законы необязательными? Судя по тексту поправок - да! И как мы с этим боремся? Поправками... Конечно, если один закон не исполняют, то уж Закона законов-то испугаются! По Станиславскому - не верим!
В общем, федерация за собой предмет ведения "закрепила", имейте ввиду. А в пункте про образование отдельно отметили непрерывное образование, которое пока затрагивает только отдельные профессии, например, медицинских работников.
✔ Федерация будет заведовать "информационными технологиями". Что под этим понимать? Как это будет реализовываться? Поживём-увидим.
А знаете, чем существенно отличается деятельность в космосе от космической деятельности? Если да, напишите нам в комментариях, обсудим.
✔ Федерация берет на себя заботу о безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий и обороте цифровых данных. Как бы вы оценили достижения Роскомнадзора на этом фронте? И отсутствие этих красивых слов в Конституции названному ведомству работать не мешало. Впрочем, есть предположение, что включение этой нормы нацелено на то, чтобы сделать невозможным признание норм о цензуре противоречащими Конституции. Смогут ли поправки существенно повлиять на этот результат - покажет время.
✔ Погода последнее время странная? Волнуется, метается из стороны в сторону? Это она переживает, что метеорологическая служба станет федеральной. Согласитесь, прогнозировать погоду, имея данные со всей территории нашей страны проще, чем по сведениям из отдельных субъектов, пусть они и размером с пару-тройку европейских государств. Интересно другое. Зачем об этом писать в Конституции? Мы так статьи бюджетных расходов закрепляем, чтобы не забыть?
✔ И "ягодка" - отнесение к ведению федерации ограничений по занятию должностей государственной и муниципальной службы. В том числе из-за наличия иностранного гражданства или счетов за границей. Зачем это в Конституции? Федерального закона не достаточно? Или кто-то уверен, что эти нормы закона временные, изменить их просто, а Конституцию сложнее?
Интересные перспективы, не находите? Сделать в Конституции выжимку из действующего законодательства, чтобы оно существовало подольше или по-обязательней действовало, К каким же переменам мы готовимся?
Во-вторых, субъектам федерации теперь, хотят они или нет, наряду с центральной властью придется заниматься сельским хозяйством, молодежной политикой, доступностью и качеством медицины, стимулировать нас с вами к здоровому образу жизни и ответственному отношению к своему здоровью, защищать институт брака и обеспечивать заботу совершеннолетних детей об их родителях.
Как все это будет координироваться и работать? Вероятнее всего, равно так же, как и сейчас. А как сейчас - можете судить сами.
В-третьих, в статью, посвящённую нашей валютно-финансовой системе, включили обещание государства уважать труд граждан. А основное проявление этого уважения - МРОТ не ниже прожиточного минимума. Кто считает необходимым указать это в Конституции?
Мы, когда помогаем работникам защитить их права, чаще обращаем внимание на то, что штрафы и другие санкции для работодателей настолько незначительны, что никак не стимулируют их выполнять свои обязательства. И эта красивая декларативная норма в Конституции ничего не изменит.
В-четвёртых, если верить тексту новой Конституции, мы не будем переходить на негосударственное пенсионное страхование, сколько бы им ни пугали население. Почему?
А систему пенсионного обеспечения планируют формировать на принципах всеобщности, справедливости и солидарности накоплений. То есть, хотите жить как европейские пенсионеры - заботьтесь о будущем сами. Справедливая пенсия та, которую вы сами себе заработаете.
А государство обещает индексировать то, что оно посчитает справедливым вам платить. За счёт следующего поколения работников. Да! Ведь ваши накопления идут нынешнему поколению пенсионеров. Такая вот пенсионная связь поколений
В-пятых, чтобы не трогать такой сложный в изменении раздел о правах и свободах человека, в главу "Федеративное устройство" зашили ещё несколько декларативных целей нашего государства:
✔ Создание условий для экономического роста (добычи и распродажи природных ресурсов?)
✔ Взаимное доверие общества и государства (при тотальном контроле со стороны налоговиков и воспитании детей в духе ЕГЭ?)
✔ Защита достоинства и уважение человека труда (самым "тяжёлым"и высокооплачиваемым у нас является чей труд? Вот их у нас и продолжат уважать. Остальные? Не, не знаем.)
✔ Сбалансированность прав и обязанностей человека (разумно, но при общем безразличии к происходящему вокруг говорить об обязанностях и их принятии не приходится)
✔ Социальное партнерство (мертворожденная глава Трудового кодекса воскреснет? Это будет сродни второму пришествию)
✔ Экономическая, политическая и социальная солидарность. Это просто мечта о несбыточном. Солидарность олигарха и дворника? Коммуниста (сторонник учения Маркса, Энгельса и Ленина, а не удобных мифов на тёплых местах в нашем парламенте) и либерала - лоббиста?
✔ Защита международного мира и безопасности, мирное сосуществование, недопустимости вмешательства во внутренние дела государств. Читаем между строк: официально в чужих конфликтах участвуем по приглашению очередного Асада? не навязываем свои условия другим странам? желаем легитимировать таким образом свою "маленькую победоносную войну"? В общем, декларативно-красивый, но странный подход к внешней политике.
В международном праве всегда побеждал, побеждает и будет побеждать тот, кто сильнее. Что бы и кто бы ни пытался написать в нашей Конституции. Вместе с тем, в международном праве в отличие от внутренней политики большое значение имеет признание другими странами, так называемое opinio juris. Ему наши государственные деятели внимания не уделяют.
И да, иногда ценность своей страны для главы государства должна быть выше ценности любого из его соседей. Если глава государства ставит чужие интересы впереди интересов своей страны, то имя ему... Сами выберите в зависимости от степени предпочтения цензурных или нецензурных выражений.
В-шестых, мы надолго определим критерии выбора губернаторов и министров: не моложе 30, никакого иностранного гражданства, видов на жительство за рубежом и никаких вкладов за границей. Если что забудем, дополним обычным законом.
В-седьмых, всех так волновавшее верховенство норм международного права над нашими законами продолжит существовать в формате, ранее выработанном Конституционным Судом (более подробно смотрите здесь, мы рассуждали о смысле этой поправки и дали ей оценку, которой продолжаем придерживаться), то есть как его не было, так и не будет. А ещё мы обезопасим себя от решений всяких так международных судов (в том числе ЕСПЧ), обязывающих нашу страну выплачивать штрафы.
О том, что ещё поменяется в российском Основном законе читайте в следующих постах этой серии.
В предыдущих сериях
Версия законопроекта, внесенная в Госудуму
Часть первая про МРОТ, ценз на выборах и местное самоуправление
Часть вторая про референдум, решения международных судов и Госсовет
Часть третья про прокуратуру, суды и правительство
Версия законопроекта, принятая в третьем чтении
Часть первая про территории, бога, историю и детей
Часть вторая про язык, культуру и русский мир