Ничего не могу с собой поделать — ужасно люблю истории про всякие эпидемии. Неслучайно в свое время меня пленила игра «Мор» для PC, а потом и телефонная Plaque.Inc. От эпидемий (особенно, пандемий) веет ощущением природной мощи, способной одолеть человеческие смекалку и предусмотрительность, — это как смотреть видео, где наводнения поглощают целые города. Укрощение инфекционной стихии — вакцинация — тоже прекрасная история, она в свою очередь напоминает экскурсию на какую-нибудь ГЭС: человеческий разум выдумывает гигантские хитрые конструкции, способные упорядочить и обуздать нечто на первый взгляд совершенно неподконтрольное.
Так уж вышло, что медицинские летописи знают больше побед человека над микробами, чем наоборот. И неудивительно — если бы бактерии и вирусы оказались удачливее, то едва ли бы мы с вами тут так уютно общались. Тем не менее, даже с укрощенными (врачи называют их управляемыми) инфекциями не все так просто: взять хотя бы «пустяковый» грипп. Примерно сто лет назад он страшным образом поспособствовал завершению Первой Мировой: в некоторых странах эпидемия «испанки» унесла больше солдат, чем боевые действия. И до сих пор ученые не могут придумать такую хитрую вакцину, которая позволила бы избежать необходимости ежегодно повторять прививку (тогда как куда более опасные инфекции вроде полиомиелита, столбняка, кори или менингококка не требуют такой дорогой и хлопотной профилактики).
По-настоящему увлекательный материал про «испанку» издали в «Собаке Павлова»: если вы, как и я, имеете порочный пунктик на эпидемиях — получите удовольствие и от буковок, и от картинок.
Испанский грипп зародился вовсе не в Испании, как можно предположить из названия, а в Соединённых Штатах. Вступив в Мировую войну в 1917 году, Штаты быстро увеличили размер своей армии до двух миллионов человек. Солдаты размещались в фортах, которые вмещали по 30-40 тысяч человек. 4 марта 1918 года больше сотни солдат в Форт Райли, штат Канзас, обратились за медицинской помощью с симптомами гриппа.
Никто не обратил внимания на «обычный грипп» во время войны, поэтому перемещение солдат никто не остановил. В Форт Райли было больше 50 000 человек, и вот уже через месяц вместе с солдатами вирус попал в Европу.
Началась первая волна эпидемии, которой другие страны, также как и США, не придали значения, - шла война. Набитые солдатами и пленными окопы и военные лагеря были идеальным местом для быстрого распространения вируса. Первая волна была достаточно мягкой, и на фоне военных потерь и других инфекций - тифа, холеры или пневмонии - испанский грипп был не сразу замечен. Ни военные, ни гражданские власти не вводили карантин - и солдаты возвращались с фронта домой, принося с собой болезнь.
Еще по теме:
🦠 Откуда берутся новые инфекции, и почему все серьезнее, чем кажется