В отличие от Транссиба, Байкало-Амурская магистраль проходит в более северных широтах с суровыми климатическими условиями и характеризуется усложненным путевым рельефом. По этой причине были разработаны дополнительные технические требования к тепловозам, направляемы на БАМ. В 1976 г. МПС подало заявку на создание четырехсекционного тепловоза мощностью в 12000 лошадиных сил.
Базовой основой для новой модели стал уже начавший производить тепловоз 2ТЭ121 с мощностью одной секции в 4000 л.с.
История создания
В 1982 году на ПО «Ворошиловградтепловоз» был построен опытный образец тепловоза 4ТЭ130-0001, имевший кузова, раму, реостатоное торможение, тяговый агрегат аналогичные тому, что были на 2ТЭ121. И даже дизель 5-5Д49 являлся модификацией того, что стоял на 2ТЭ121.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
- Осевая формула: 4(30—30).
- Сцепной вес: 4×138 т.
- Длина локомотива: 4×21 000 мм.
- Максимальная высота: 5110 мм.
- Ширина: 3130 мм.
- Тип дизеля: 5-5Д49.
- Мощность дизеля: 3250 л.с. (3000 л.с. в рабочем режиме).
- Тип передачи: Электрическая переменно-постоянного тока.
- Тяговый генератор: А-714УХЛ2.
- Тип ТЭД: ЭД-125УХЛ1.
- Выходная мощность ТЭД: 24×410 кВт (номинальный режим).
- 24×310 кВт (рабочий режим).
- Подвешивание ТЭД: опорно-осевое.
- Сила тяги длительного режима: 4×258 кН (4×26 000 кгс).
- Скорость длительного режима: 24 км/ч.
- Конструкционная скорость: 100 км/ч.
- КПД: 30 %.
- Запас топлива: 4×7000 кг.
- Запас песка: 4×1500 кг.
- Запас воды: 4×1200 кг.
- Запас масла: 4×1200 кг.
Испытания
В период 1983-84 гг. 4ТЭ130 прошел испытания на заводском и межведомственном уровнях. Данные о них противоречивы. Так, по результатам заводских испытаний локомотив был признан успешной разработкой и даже были выданные рекомендацию по выпуску пробной партии, однако по мнению В.А.Ракова – корифея в области тягово-энергетических испытаний подвижного состава и автора многих научных работы в этой области, новый тепловоз не отвечал тем климатическим условиям, в которых ему предстояло бы работать. Так или иначе, в серию разработка не пошла, сам опытный образец до БАМа не добрался.
СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ:
>> Великолепная 7-ка тепловозов СССР и России;
>> Из дневника машиниста: Как я с детства НЕ мечтал стать помощником машиниста;
>> Из дневника машиниста: ведем пожарный поезд, на взрывающейся синтоспирт;
>> Из дневника машиниста. Рассказ первый.
Печальная судьба титана
Дальнейшая судьба этого мощнейшего локомотива печальна: его разделили на два отдельных 2-секционных тепловоза и отправили в одно из локомотивных депо Донецкой ж\д. А в начале 90-х обе уникальные машины отправились в металлолом.
Не забудьте поставить лайк, подписаться на канал! Спасибо!
Обсудить статью можно в РЖД чате и присоединяйся к самому активному сообществу РЖД Вконтакте.