Сегодня происходит глубокая трансформация прежних моделей работы в сегменте fashion retail. Девиз меняйся или сдохни становится очень актуальным. Основным катализатором изменений становятся внешние факторы, которые существенно начинают влиять на маржинальность бизнеса. И, если с внешними факторами работать невозможно, остается менять саму систему.
Мы не можем повлиять на глобальный тренд растущего e-commerce. Рынок стал максимально открытым, конкуренция давно перешагнула за рамки страны и вышла на международный уровень. Цены стали прозрачными. Большинство игроков нашего рынка оказались не готовыми к значительному снижению наценки. Именно этот фактор стал определяющим для большинства предпринимателей в сегменте. Снижение наценки, рост затрат на персонал и доставку товара – вот ключевые катализаторы трансформации современного fashion retail.
Не все крупные игроки рынка также оказались готовыми к изменениям и трансформациям. В выигрыше остались те, кто первыми подготовился и запустил процесс. На большом олимпе также произошли существенные изменения. Объемы закупа являются своеобразным рычагом в диалоге о закупочных ценах с производителями, который в купе с правильной маркетинговой стратегией запускает глобальный механизм трансформации рынка. В выигрыше тот, кто готов к изменениям. А кто готов лучше того, кто эти изменения запустил? По сути, произошло перераспределение долей рынка. Крупные игроки при снижении наценки выиграли за счет увеличения объемов.
А что же произошло с мелким и средним бизнесом?
Некоторые региональные игроки укрепили свои позиции за счет ухода с рынка более мелких. При этом в объеме прибыли рост не был значительным. Существенно увеличился лишь общий объем продаж. Кому-то посчастливилось продать, а иногда уступить свой бизнес более крупному конкуренту. Фактически для многих это означало выход из игры без прибыли, но без потерь. Многие вынуждены были остановить закупки и перейти на модель продажи остатков с последующим закрытием. Кто-то закрылся сразу и продал свой товар в стоковые центры или агрегаторам. Некоторые до сих пор продолжают тащить бизнес и субсидировать из других источников или подушки. При этом, многие даже не понимают и не осознают этого.
В чем же отличие одних ритейлеров от других и какие факторы способствовали адаптации и трансформации, которые обеспечили выживание? Давайте разберемся.
Компания SREDA занимается комплексным проектным менеджментом, консалтингом и реализацией объектов коммерческой недвижимости в трех направлениях, одним и которых является RETAIL. В состав группы компаний входит архитектурное бюро, строительная организация и управляющая компания.
В рамках деятельности компании SREDA мы консультируем региональных ритейлеров, настраиваем и ставим процессы, проводим аудит финансовой деятельности и бизнес-процессов, внедряем или помогаем внедрять изменения собственникам, управляем отдельными процессами или задачами, проектируем и строим.
Итак, вернемся к нашей теме. Отличие одних ритейлеров от других и какие факторы способствовали выживанию. Остановимся на ключевых, с которыми приходится и приходилось сталкиваться в рамках работы компании SREDA.
Влияние семьи на бизнес.
В подавляющем большинстве случаев, когда мы говорим о региональных ретейлерах мы должны представлять себе семейный бизнес, где первое поколение начинало свою предпринимательскую деятельность в конце девяностых - начале нулевых. Как правило, семья в нескольких поколениях тесно интегрирована в ключевые бизнес-процессы. Не всегда распределение ролей соответствует профессиональным компетенциям, и не всегда эти роли четко определены. Часто это приводит к несогласованности действий, нарушениям установленных регламентов в компании, обсуждению принятых управленческих решений. Даже если в компании существует четкая иерархия, члены семьи оказывают влияние на любого наемного сотрудника под эгидой заботы о семейном бизнесе. Если руководитель не вмешивается в этот процесс, это приводит к ослаблению трудовых ресурсов компании. На местах остаются удобные сотрудники. Собственнику требуется большая воля чтобы вмешаться в эту ситуацию. Выигрывают те компании, которые вовремя замечают влияние семьи на бизнес и своевременно принимают меры.
Как следствие из первого пункта, вторым фактором можно назвать отсутствие четкой организационной структуры. Как правило, собственник замыкает на себе все ключевые функции и структура компании подстраивается под него. Фактически ему нужны помощники, которые будут помогать ему самостоятельно принимать решения. При этом нарушается логика бизнес-процессов. Структура в таких компаниях сформирована не под процессы, а под удобство для конкретного человека. В переходный период компания оказывается неспособной быстро разворачиваться и внедрять изменения.
Из второго пункта вытекает третий - отсутствие фиксированных бизнес-процессов и регламентов.
Каждый выстраивал свою систему под существующие задачи и не думал о том, как это должно быть. Структура влияла на процесс, а не наоборот. Проще сказать, не было смысла описывать то, как это должно быть, если это работало по-другому. Это приводило к дублированию функций, отсутствию ответственности за результаты, переоценке одних сотрудников и недооценке других, невозможности внедрения KPI, невозможности автоматизации и масштабирования, потере контроля над ситуацией. Меж тем, во всех успешных компаниях все процессы четко прописаны и, как ни странно, логика процессов крайне схожа. Структура и описание процессов способствуют формированию специалистов, а профессиональный уровень специалистов способствует росту компании и масштабированию бизнеса. Собственник получает прозрачный контроль над ситуацией, что позволяет легко принимать управленческие решения и концентрироваться на стратегическом планировании.
Из бизнес-процессов появляется еще один фактор - бизнес-аналитика. Каждому действию предшествует входящий документ или отчет, а из каждого действия вытекает следующий отчет, на основании которого принимается решение о новом действии. Так появляется неразрывная цепочка процессов, основанная на анализе. Высокая наценка до 2014 года позволяла пренебрегать ролью аналитики, сейчас это залог выживания. Опять же, без четких и прописанных процессов сама по себе аналитика может оказаться бесполезной. Важно понимать, кто и по каким параметрам принимает те или иные решения и к каким действиям это приводит, а также, как позже фиксируется результат действий. Грамотный номенклатурный справочник, анализ продаж и планирование закупок, соединенные в единую систему, – залог хорошего иммунитета современной компании.
К сожалению, это далеко не полный список всех факторов, которые влияют на выживание современного fashion retail. Мы не затронули тему управления продажами и управления маркетингом, не поговорили о логистике и управлении закупками. Чуть позже мы более подробно раскроем эти важные аспекты деятельности компаний. В данной статье мы старались сделать акцент на тех факторах, которые сложнее всего признать предпринимателю, и именно они на наш взгляд являются основными в контексте данной темы статьи.
Осознание проблемы и готовность к изменениям требует большой воли от предпринимателя. Важно правильно понять точку приложения усилий. За последние 15 лет в fashion retail произошли существенные изменения, но, меж тем, сложились благоприятные условия для дальнейшего развития. В последние несколько лет произошла большая чистка рынка. Остались сильнейшие. Рынок оздоровился. Одним из важных изменений стало появление класса профессиональных специалистов в сегменте: управленцев, баеров, логистов, маркетологов.
Правильная структура и грамотные специалисты вместе с четкими бизнес-процессами и аналитикой обязательно приведут к нужным результатам. Действуйте.