Тема последних дней касается каждого из нас.
Европейские страны одна за другой закрывают общественные заведения, магазины и рестораны, вводя серьезные ограничительные меры. Работающими остаются только продуктовые магазины и аптеки, при этом рост цен сдерживает государство. Европейские чиновники обещают бизнесу послабления налогов, а также компенсацию в части зарплат - 25% ФОТ. Пандемия - это удар по всем и каждому.
Крупный производитель LVMH вместо духов ставит на конвейер выпуск антибактериального геля для рук, который пойдет в больницы и госпитали Франции. Поставка осуществляется бесплатно.
Правительство Москвы разрабатывает план действий. До 10 апреля будут закрыты лектории, кинотеатры и музеи.
Казахстан ввел ограничения в режиме работы Торговых центров. Сейчас они работают с 10:00 до 18:00.
Мир ритейла лихорадит. Где-то густо, где-то пусто. Потребительский ажиотаж на туалетную бумагу, консервы и крупы вносит хаус в логистику и дает поле для спекуляции. Скупая мешками рис и гречку, мы забываем, что для кого-то эти продукты являются жизненно необходимыми, отсутствие их на полках может сыграть злую шутку, ровно как и поднятие цены на 5-10 рублей.
Уже два дня я получаю звонки от своих клиентов с одним вопросом: "Что делать?".
Прогноза нет и быть не может. Мысли такие:
- ситуация непрогнозируемая. Сколько по времени продлится и к чему приведет гадать бесполезно. Ясно одно - выход будет долгим и непростым для всех;
- любому бизнесу лучше делать прогноз "Worse case scenario" и воздержаться от лишних трат. Планы развития лучше поставить на паузу, проанализировать издержки и подготовить несколько вариантов развития ситуации хотя бы на ближайшие 6 месяцев. На будущее: предусмотреть в бюджете статью "Резервный фонд", которая бы покрывала статью "расходы" в течение 3-6 месяцев, как минимум;
- ТЦ добровольно не закроются. Это факт. Ограничения по работе или закрытия произойдут только если обяжут власти. Эти выходные уже показали падение оборотов на 30-40% у розницы. Это не паника, а констатация факта.
- Рестораны и кафе пока работают. Сможет ли доставка сгенерить достаточный оборот для оплаты аренды и покрытия прямых затрат? Не факт.
- Под закрытия могут попасть международные бренды, штаб квартиры, которых просто обяжут московские офисы опустить рольставни в соответствии с корпоративной политикой. Надо помнить, что договоры аренды западных гигантов отличаются большим наличием всяких "IF", которые регулируют арендные платежи. Это слегка смягчит удар по большим игрокам. Средний и малый бизнес подписывают, как правило, кабальные договоры без права досрочного внесудебного расторжения. Про IF вообще не говорю. Большинство просто не имеют в штате юриста с большим опытом, а приглашать консультанта на переговорный процесс нет практики.
- в ближайшее время стороны (арендодатель/арендатор) будут на волне пересогласования коммерческих условий аренды и периода предоставления скидок. Будут ли эти скидки на краткосрочный период (1-3 месяца) или долгосрочный (3-12 месяцев) неясно. Кто как сможет договориться. Сделать первый шаг и дать повальную скидку ТЦ вряд ли решаться (если не официально признанный форс-мажор). Причина одна: в цепочке девелопмента много звеньев;
- и все-таки, ТЦ будут более сговорчивы, чем собственники помещений стрит ритейла только по причине более цивилизованной бизнес среды. В стрите будет все очень сложно, потому что: i) договоры составлены в 99% случаев просто отвратно; ii) собственники, получившие помещения по приватизации, не готовы понимать ситуацию, кроме своей личной, привязанной к кошельку;
- если ситуация будет падовой, то вакантность в топ локациях вырастет, ведь ставки аренды и так объективно перегреты повышенным спросом со стороны ресторанов;
- возможно, некоторые ТЦ задумаются над обнулением договоров аренды, которые не корректировались с момента кризиса (сбилась по счету какого) и подумают над актуальностью коммерческих условий (досрочное расторжение, штрафы, платежи);
- хорошо, если % с оборота станет не просто абзацем в договоре аренды, а объективным фактом исчисления арендной платы и финансовых отношений сторон. Это выгодно всем, потому что все мы в итоге потребители товаров и услуг;
- большинство арендаторов попытается привязать статью "форс-мажор" договора аренды и ст. 451 ГК РФ и приостановить оплату аренды. Пока это спорный вопрос, требующий сильной позиции юристов при переговорах. В случае принятия статуса "форс-мажор" на государственном уровне это позволит отказаться от обязанностей по договору и выйти из договорных отношений. Важно понимать, что арендатора лучше сохранить, чем потерять.
- консультанты будут пытаться предлагать услугу "renegotiations" (пересогласование коммерческих условий аренды), рассылая сетям письма-предложения, а отделы развития превратятся в отделы закрытия;
- рост online продаж может подтолкнуть к развитию сектора в целом, росту персонала. В частности возможен рост спроса на другие форматы коммерческих площадей, которые еще месяц назад были в проработке. Спрос на offline помещения со стороны крупных маркет плейсов точно будет;
- соблюдение личного и делового спокойствия позволит извлечь уроки из ситуации и выйти с наименьшими потерями.
Главное не впадать в панику, беречь себя, своих близких и родных и окружающих людей. В бизнесе сейчас должно действовать одно правило: "партнерские отношения".