Найти в Дзене

Автономные шлемы будущего на XR2

Оглавление

Qualcomm выпускает референс дизайны на своем новом чипе XR2, открывая дорогу устройствам виртуальной и дополненной реальности будущего. Это — крайне важное событие, которое дает представление, какими функциями будут обладать автономные XR устройства следующего поколения.

Что за XR2?

Несколько месяцев назад VR энтузиасты восторженно встретили анонс чипсетаа XR2 — он во много раз производительнее, чем предшественники, а также обладает уникальными фичами, которые сделают VR и AR ещё более реалистичными. Однако это был просто чип, и не совсем было понятно, как он будет работать в реальных устройствах.

Все фичи нового чипа XR2
Все фичи нового чипа XR2

Чипсет, референс дизайн? Что это?

Если Вы недавно интересуетесь гаджетами, то эти слова могут быть не совсем понятны. Давайте попробуем передать смысл простыми словами

Чипсет — это центральный юнит шлема, его мозги, устройство, которое рассчитывает графику, которую мы видим, которое кодирует видео с камер шлема, питает искусственный интеллект и обеспечивает машинное зрение, и так далее. Чем мощнее чипсет, тем умнее становится шлем, обрастая новыми возможностями, обеспечивая более высокий уровень графики и реализма.

Референс дизайн — это такой набор гайдов и подсказок для производителей шлемов виртуальной и дополненной реальности, которые захотят использовать чипсет от Qualcomm. То есть компания показывает на «живом» примере, что можно использовать чип с таким вот дисплеем, такими-то линзами, камерами и таким-то их расположением. И что проблему с перегревом, например, можно решать вот таким-то способом. А разработчику шлема остается только выбрать поставщиков, опции, разработать операционную систему и сделать привлекательный внешний вид. Половина же работы, так сказать, сделана.

Семейство WMR шлемов сделаны по общему референс дизайну от Microsoft
Семейство WMR шлемов сделаны по общему референс дизайну от Microsoft

Как чипсет, так и референс дизайн от компании Qualcomm очень важны для XR индустрии, так как чипы именно этой компании сегодня стоят в таких сетах, как Oculus Quest, Vive Focus Plus и Hololens 2. Буквально единственным исключением здесь является разве что Magic Leap, который решил выбрать свой собственный путь.

Что умеет этот референс дизайн?

«XR2 референс дизайн обладает 2х CPU и GPU производительностью, 4х пропускаемостью по видео, 6х более высоким разрешением и 11х улушченным ИИ по сравнению с существующей широко применяемой XR платформой». Под это платформой скорее всего подразумевается Oculus Quest.

В добавок ко всему XR2 умеет использовать до 7 камер одновременно. Это могут быть камеры для отслеживания в пространстве, камеры для отслеживания зрачка пользователя, камеры для pass-through AR или камеры для захвата мимики лица. На борту референса стоят:

  • 2 камеры для построения MR или, если угодно passthrough AR. Это RGB камеры высокого разрешения, превращающие шлем виртуальной реальности в шлем дополненной (а точнее смешанной) реальности. Смешанная реальность более привлекательная, чем AR благодаря более широкому углу обзора, более сочным цветам и непрозрачностью виртуальных объектов.

2 камеры для отслеживания зрачков позволяют использовать технологию фовеального рендеринга «Adreno foveation». Эта фича позволит увеличить эффективность вычислительных мощностей почти в 2 раза, не ухудшая воспринимаемую пользователем визуальную составляющую экспириенса. Особенно это важно с учетом того факта, что в референсе стояли 2 панели разрешением 2К х 2К каждая!

  • Камера для захвата мимики лица возможно не покажется Вам такой уж и важной фичей, однако это значительно усилит социальную составляющую многопользовательских VR приложений

Контроллеры

Ничего нового по контроллерам представлено не было. Разработчики смогут сами выбирать, какой из существующих способов отслеживания больше им подойдет, будь то оптический, IR или электромагнитный трекинг.

Последний, кстати, довольно интересен, так как в отличие от оптического, у него нет слепых зон. Qualcomm рекомендует для устройств на своем чипе решение от Northern Digital с их Atraxa electromagnetic tracking.

Голосовое управление

Становится всё лучше благодаря расширению возможностей AI. Чип предлагает, например, возможность умного распознавания контекста — устройство будет вслушиваться в окружение и предупреждать пользователя о странных шумах, как например, звонок в дверь или плачь ребенка.

Изоляция от внешнего мира при использовании VR устройств сейчас является для многих негативным фактором. Использование умного анализа окружения через звуки и с помощью камер шлема может исправить ситуацию.

5G

Мы входим в эпоху новых скоростей беспроводной передачи данных с помощью 5G, и поэтому конечно же новый референс дизайн уже может похвастаться X55 5G модемом, который работает как в 5G диапазоне, так и +6 Ггц вай-фае.

Использование таких модемов может открыть для виара возможности «облачного XR». Работает это так: какой-нибудь гигант вроде Гугл предоставляет свои вычислительные мощности, которыми располагает по всему миру. Ваш шлем с помощью 5G подсоединяется к ближайшему «облачному» компу, на котором обсчитывается вся графика, а готовый сигнал передается беспроводным путем обратно вам на шлем. Чтобы уменьшить задержку между между облачным компом и шлемом, могут быть использованы Edge сервера, которые вносят поправки в картинку перед подачей на шлем с учетом изменившегося положения пользователя.

-4

Таким образом можно будет запускать на мобильных VR устройствах контент, для которого сейчас требуются High-end компы за тысячи долларов.

Эргономика

До сих пор является одним из ключевых факторов сдерживания массового применения XR устройств. Носить на лице огромную коробку не только странно с точки зрения социального восприятия, но ещё и неудобно физически. Устройства должны стать намного меньше и удобнее, прежде чем они войдут в массовое использование.

Так выглядит референс дизайн на XR2
Так выглядит референс дизайн на XR2

В этом направлении референс дизайн не сделал ни шага вперед. И он повторяет самую главную ошибку Oculus Quest — весь вес сосредоточен на передней части, а самая тяжелая часть — батарейка — ещё и максимально удалена от центра — шлем получается абсолютно несбалансирован и поэтому жутко неудобен. Но в конце концов это всего лишь прототип, и разработчики VR оборудования делают правильные выводы и, например переносят батарейку из передней части шлема назад (Pico Neo 2).

Цена

Тоже играет важную роль для массовости продукта. VR сет со всеми перечисленными фичами в этой статье — 7 камер, отслеживание зрачка, электромегнитный трекинг контроллеров, 2К панели, 5G модем) вряд ли сможет стоить 400 долларов, как Oculus Quest. Скажем больше — единственный на сегодняшний день шлем на чипе XR2 — Lynx R-1 стоит целых $1500. Но для бизнес рынка этот ценник не настолько пугающий, а потребность в продвинутых XR устройствах у профессионалов растет с каждым годом. Поэтому велика вероятность, что устройства виртуальной реальности повторят путь компьютеров, и в ближайшие годы в передовой VR можно будет поиграть только «у папы на работе».

Итого

Прогресс автономной виртуальной и дополненной реальности не стоит на месте, а летит вперед семимильными шагами, окрыленный разработками в сфере смартфонов и облачных сервисов. Однако темпы роста спроса на продвинутый XR у бизнеса опережают консумеров, поэтому для нас с вами, обычных геймеров, дела могут двигаться не так быстро.