Найти тему
Жанна Морозова

Второе дыхание. Готовимся к аттестации на основе ЕФОМ. Анализируем урок на основе материалов демоверсий (Часть 67)

Начало было заложено в 2014 году         Источник:  Яндекс картинки
Начало было заложено в 2014 году Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на своём канале, уважаемый читатель. Вот уж истинно говорят, неисповедимы пути Господа и оказывается, что так оно и есть. О чём угодно предполагала писать в своих статьях, когда только начинала писать первые из них, но не как не о тонкостях обновлённой образовательной системы которая кстати сказать, пришла к нам совершенно официально в 2009 году. Тогда если кто помнит, утвердили ФГОС для начальной школы и с этого всё и началось

Учитывая, что информация, связанная с новой моделью аттестации и всем, что с этим связано вызывает наибольший интерес уважаемых читателей, получается, что так тому и быть, основную информацию буду подбирать именно по этому содержанию. По крайней мере, пока интерес не исчезнет. Прежде чем перейти к делу, скажу только несколько слов о том, какое я лично имею отношение ко всем этим вопросам и почему про некоторые вещи говорю достаточно категорично, хотя подавляющее большинство, как Вы сами понимаете, меня не слышат

Сама я преподавала физику 18 лет, как на основной работе, так и с подработкой. С 2005 года попала в систему повышения квалификации, стала заниматься наукой и в итоге до декабря 2019 года работала в этой системе. Так вот, вопросы касающиеся перехода на новую аттестационную модель нас заставляли выдавать нашим слушателям примерно с 2015 года. Сама я с начальной школой не пересекалась, но знаю на примере коллег, что они все погрузились во ФГОС НОО, в период примерно с 2008 года. А примерно с 2010 года обрушилась информация на всех тех, кто связан с основной школой

ФГОС НОО - 2009 г, ФГОС ООО - 2010 г, ФГОС СОО - 2013 г    Источник:  Яндекс картинки
ФГОС НОО - 2009 г, ФГОС ООО - 2010 г, ФГОС СОО - 2013 г Источник: Яндекс картинки

За этот период времени я свыклась с мыслью, что все вокруг, как минимум понимают, к чему и куда мы идём. И сейчас для меня стало полным откровением то (это касается не только моих читателей, а вообще в целом, когда пробегаешься по многим сайтам, посвящённым вопросам новой аттестации и др.), что судя по вопросам и формулировкам тех, кто пишет ответы, большинство вообще не в теме. И хорошо если как минимум вопрошают, это типа о чём вообще? А ведь есть и такие, которые кричат, сейчас как сядем на танки и прямиком к вам примчимся, ну типа того )). Или некоторые, к слову сказать педагоги, скромно так, но матом, вопрошают, и что теперь? Так и думаешь сразу, а если правда человек этот учитель, это ведь поседеть от досады можно. А если мой ребёнок к такой попадёт обучаться?!

Танками нас не испугать, не на тех нарвались. Кто совок пережил и 90-е, можно сказать из пепла восстали, но хочется многим горлопанам напомнить Советскую прибаутку, не можешь – научим, не хочешь – заставим. А то иначе вообще цирк получается, вот это мы будем, это нас устраивает, а вот это сами делайте, а вот эти вообще пошли все лесом. Так не бывает

Это действительно так!      Источник:  Яндекс картинки
Это действительно так! Источник: Яндекс картинки

Ну а сейчас ближе к делу. Поняв, что аббревиатура УУД вводит почти всех в ступор, хочу к сожалению ещё раз констатировать очень печальный факт. Мы полностью потеряли ЗУНовскую модель. Иначе те, кто понимает, что такое умение и навык, не стали бы столь бурно реагировать на слово действие, даже если оно личностное или регулятивное. Про познавательные и коммуникативные вообще не говорю, поскольку познавательные это практически про те же ЗУНы. А коммуникативные, это просто общение и не более того, или дети у нас в полной изоляции друг от друга находятся?

Если учителю удалось сформировать умение и навык, то это и означает, что человек начинает выполнять качественное продуктивное действие в той, или иной области. А что бывает с человеком, когда он многие вещи делает продуктивно и качественно? Правильно, у него появляется интерес, это раз. Он всегда мотивирован, это два. И наконец, если эти умения и навыки сохраняются, то у человека появляются устойчивые поведенческие навыки и соответствующая модель поведения. Речь идёт только об этом, и ничего более. Почему это называется уровневый подход, потому что, для начала надо что-то знать и что-то уметь делать по поводу любой содержательной части

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Как уже было отмечено ранее, учителя будут демонстрировать 4 вида профессиональных компетенций: предметные, методические, психолого – педагогические и коммуникативные

Более всего сегодня разговоров о том, что нужно будет снять свой урок на видео и приложить к этому несколько документов, план – конспект, самоанализ и др.

Ко всему этому я ещё буду возвращаться и не один раз, а сегодня хотелось бы на конкретном примере демоверсии предмета «Биология» представить одно из заданий методического характера. Предметную часть я упускаю, это в задании 1-я и 2-я части и начинаю сразу с 3-й части

Демонстрационный вариант диагностической работы для проведения оценки предметных и методических компетенций учителей по предмету «Биология»

Содержание диагностической работы

Задания для оценки предметных компетенций

Часть 1

1. Укажите пример идиоадаптации.

1) появление головного мозга у рыб

2) утрата органов паразитическими растениями

3) исчезновение хвоста у бесхвостых амфибий

4) появление конечностей у змей

**************************************************

Задания для оценки методических компетенций

Часть 3

23. В структуре урока традиционно выделяют следующие звенья учебного процесса:

1) выдвижение и осознание познавательной задачи;

2) восприятие нового материала;

3) обобщение и формирование понятий, формулировка законов и т.д.;

4) закрепление и совершенствование знаний и умений;

5) применение знаний и умений;

6) проверка знаний и умений;

7) анализ учебных достижений;

8) заключительная часть

Какие звенья учебного процесса, по Вашему мнению, должны быть на уроке открытия новых знаний по теме «Генетика – наука о наследственности и изменчивости. История генетики. Основные генетические термины и понятия» в 9 классе? Укажите цифры, которыми они обозначены, и обоснуйте свой выбор

Итак, из текста понимаем, что речь идёт об уроке – усвоении нового материала. Задача педагога обвести кружками или поставить галочку напротив тех пунктов, которые имеют отношение к уроку усвоения новых знаний. К сожалению я не сильна в области «Биология» и мне трудно сказать, есть или нет возможность, к примеру на уроке в 45 минут выполнить полностью пункт № 3. Но очевидно, что человек, который Биологию преподает, об этом наверняка знает.

Что касается остальных пунктов, имеющих отношение к уроку усвоения нового материала, то очевидно, что такие пункты, как № 1 и № 2 будут являться приоритетными на таком формате урока. Но как мне кажется, что без пункта № 3 мы не обойдёмся. Это уже учитель будет пояснять и анализировать сам, что собственно от него и хотят

На мой взгляд, хотя бы частично пункт № 4 здесь тоже имеет место быть, но мне трудно представить весь объём учебного материала, который предстоит выдать педагогу. Если на это уйдёт минут 20-25, тогда уже и первых трёх пунктов вполне достаточно. Частично может выплыть пункт № 7, если класс очень сильный, но это может сказать только специалист биолог, а что касается пункта № 8, то он будет являться всегда обязательным, не зависимо от того, какой формат урока Вы выдаёте. Таким образом, это и можно будет всё обосновать

Всегда интересно, если понятно!      Источник:  Яндекс картинки
Всегда интересно, если понятно! Источник: Яндекс картинки

Исходя из того, что урок – это всегда 45 минут и всегда триединая образовательная цель: обучающая, воспитывающая и развивающая, то не зависимо от того, какой Вы урок выдаёте, всё и всегда разводится на 45 минут. Причём, в любом уроке есть актуализация (от 2-х до 7-ми минут, в зависимости от формата) в начале урока и есть всегда заключительная часть (3-5 минут), когда подводятся итоги урока и выдаётся домашнее задание

Вот примерно так пойдёт комментарий к подобного рода заданию под № 23 для учителей биологии. Такие задания, связанные именно с уроком я обнаружила ещё в демоверсии по физике, химии, астрономии. На мой взгляд, педагогам, которым предстоит в ближайшем будущем аттестоваться просто необходимо для себя все эти демоверсии скачать и внимательно просмотреть каждое из заданий. Со временем всё равно появятся комментарии коллег по содержанию, будут появляться группы по интересам и всё в таком роде. А мы ещё не раз к этим вопросам вернёмся. СПАСИБО. Продолжение следует

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ