Найти тему
Дмитрий Палатов

Японские авианосцы серии «Унрю»

К началу Второй Мировой войны японское флотское командование уже оценило мощь больших авианосных соединений кораблей и пришло к выводу о необходимости серийного строительства авианосцев. В рамках «Пятой программы пополнения флота» 1940 года, среди прочего, значились сразу 6 новых авианосцев (тип «Унрю»). В качестве прототипа новой серии был выбран авианосец «Хирю», как компромисс между боевыми характеристиками судна и его стоимостью.

После сражения у атолла Мидуэй, закончившегося для японского флота крупным поражением, вопрос срочного восполнения понесенных потерь встал ребром. Для ускорения постройки, проект нового авианосца подвергся упрощению с целью унификации с уже имеющимися механизмами и оборудованием.На это ушло определенное время, и только в концу 1942 года были заложены первые три запланированных к постройке авианосца. Строительство следующей тройки началось в 1943 году.Первые три корабля серии «Унрю» были заложены в конце 1942 г., остальные три — в 1943 г. При этом, обновленная кораблестроительная программа, принятая в 1942 году предусматривала постройку ещё 11 авианосцев типа «Унрю» и 8 типа «Тайхо». Всей это массе судов успели присвоить только порядковые номера: 800, 5002, 5005, 5008-5015, но к постройке даже не приступили.

-2

Корпус авианосцев типа «Унрю» почти полностью повторял «Хирю», но в отличие от прототипа островная надстройка была перенесена на правый борт и значительно расширена. Ее возросший вес компенсировался увеличенной шириной корпуса выше ватерлинии по левому борту.

Для увеличения общей прочности полетной палубы число самолетоподъемников сократили до двух, носового и кормового, конструкция же самой полетной палубы была усилена. Броневой пояс имел толщину 25 мм и простирался на протяжении машинных и котельных отделений, топливных цистерн и погребов боезапаса, над ним находилась броневая палуба толщиной 45 мм.

По сравнению с первоначальным вариантом значительно больше внимания было уделено противоторпедной защите и обеспечению живучести: встроенные в корпус були разделили большим числом водонепроницаемых переборок и оснастили водоотливной системой, установили 50-мм противоторпедную переборку; посты заправки самолетов топливом и подвески оружия перенесли на полетную палубу, ангары оборудовали огнеупорными жалюзями и современными системами пожаротушения. Погреба боезапаса и цистерны авиационного бензина дополнительно защитили заполненными бетоном отсеками, кроме того, чтобы уменьшить опасность пожара, емкость цистерн авиабензина была ограничена. Несмотря на предпринятые меры, все японские легкие авианосцы («Унрю» и «Хирю»), были достаточно уязвимыми кораблями. Относительно небольшое водоизмещение не позволяло разместить ни броневую полетную палубу, ни достаточно мощную противоторпедную защиту. Поэтому была разработана специальная тактика взаимодействия соединения авианосцев типа «Унрю» с хорошо забронированным и защищенным авианосцем поддержки «Синано». Самолеты, взлетевшие с кораблей типа «Унрю» после удара по противнику должны были садиться на «Синано», где их готовили к новому вылету, тогда как сами авианосцы к моменту ответной атаки врага отошли бы за пределы радиуса действия его самолетов .

Чертёж проекта Unryu
Чертёж проекта Unryu

Авианосцы «Унрю», «Амаги», а также однотипные с ними, но недостроенные «Касаги» и «Икома» получили главные механизмы, аналогичные машинам авианосцев «Хирю», «Сорю» и крейсеров типа «Могами». На кораблях, строившихся в Куре («Кацураги» и «Азо»), были установлены механизмы другого типа — по два комплекта стандартных турбоагрегатов эсминцев, приспособленные для размещения в машинных отделениях авианосцев. Несмотря на меньшую мощность — 104000 л.с. вместо 152000 л.с. — разница в максимальной скорости оказалась не слишком велика: во время испытаний «Унрю» развил 34 узла, тогда как «Кацураги» — 32,7. На всех кораблях серии было установлено по 8 котлов Канпон модель «Ро-го» большой версии.

Авиагруппа авианосцев «Унрю»

Состав авиагруппы авианосцев претерпевал значительно изменялся по ходу работ. По проекту предусматривалось иметь в составе авиагруппы:

  • 18 истребителей A6M5c + 2 резервных
  • 18 ударных самолетов B7A «Рюсей» + 2 резервных
  • 4 разведчика C6N1 «Саиун».

Однако на «Унрю» «по факту» базировались12 (+2 резервных) истребителей A6M2, 18 (+2 резервных) разведчиков D4Y1-C и 18 (+3 резервных) пикирующих бомбардировщиков D4Y1, а в ходе Филиппинской кампании — 48 истребителей A6M5, 4 разведчика и противолодочных самолета Ki-76, то есть состав авиагруппы мог изменяться в зависимости от решаемых задач.Два самолетоподъемника имели размер 14×14 м в расчёте на машины новых типов, для приема самолетов служил 9-тросовый аэрофинишер и 3 аварийных барьера (3 троса и один барьер в носовой части полетной палубы и 6 тросов и 2 барьера в корме). Барьер тип 3 был способен задержать выполняющий аварийную посадку самолет массой до 6500 кг.

Строенный зенитный автомат Тип 96
Строенный зенитный автомат Тип 96

Вооружение авианосцев «Унрю»

Зенитное вооружение включало стандартный набор из 12х127-мм/40 универсальных орудий «тип 89» в спаренных установках (5 установок модели A1, а одна модели A2), дополненный 51х25-мм зенитным автоматом «тип 96».

В октябре 1944 г. на «Унрю» и «Амаги» число 25-мм автоматов довели до 89, а также установили 6х28-ствольных установок пуска неуправляемых ракет. Управление огнем 127-мм орудий осуществлялось при помощи трех стабилизированных постов наводки тип 94 мод. 2 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 и зенитного прибора управления стрельбой тип 94 мод. 1, для управления огнем автоматов служили до 10 прицельных визиров тип 95. Дополнялось вооружение двумя радарами тип 21 поиска воздушных и надводных целей и одним тип 13 поиска воздушных целей.

Добро пожаловать на мой канал https://zen.yandex.ru/id/5e5621c9fc020165b28cbd10