Найти тему
Мода в книгах

Как менялись дамские городские костюмы сквозь "Годы" Вирджинии Вулф

Этот блог посвящен одежде книжных героев, и сегодня проследим, как изменялись костюмы в романе "Годы", охватившем промежуток в целых 50 лет: с 1880 года и до 1930-х.

Костюмы из жакета и юбки, так называемые "прогулочные костюмы" или "городские костюмы" появились во второй половине XIX века и до сих пор играют значительную роль в гардеробе деловых женщин. В отличие от дневных платьев, костюмы не только выглядели строго, но и были практичнее в носке. Дамы, избравшие общественную деятельность главным занятием своей жизни, отдавали предпочтение именно костюму как своего рода ответу на мужской деловой костюм.

Название Tailored suit - то есть дамский костюм, пошитый мужским портным, специализирующимся на мужских деловых костюмах - появилось около 1885 года. Новаторским был не только метод пошива, но вообще всё: от текстуры ткани и до орнаментов. Да, костюм, пошитый мужским портным, действительно был "как мужской" - только женский. Лондон славился своими мужскими портными не меньше, чем Париж - дамскими, потому не вызывает удивления тот факт, что самой известной фирмой, изготавливавшей такие костюмы, стал английский дом Redfern, клиентками которого были известные модницы и даже сама королева Виктория. И если самые первые прогулочные костюмы действительно надевали на прогулки, то впоследствии этот свободный в плане движения вид одежды стал символом раскрепощения женщин и борьбы за их права. Его носили те, кто проводил много времени вне дома: на заседаниях комитетов, в школах и больницах; кто много ходил пешком по самым бедным районам Лондона. За костюмом было проще ухаживать, чем за платьем: под жакет надевалась блуза из белого, кремового, розового легкого материала, которую можно было ежедневно освежать - даже при самом скромном штате прислуги или вообще самостоятельно. А юбка и жакет шились из такой плотной ткани, что им не страшны были ежедневные чистки щеткой после хождения по пыльным и грязным улицам большим городов.

Дамы в костюмах идут по улице Лондона, кажется, после дождя. 1900-е гг
Дамы в костюмах идут по улице Лондона, кажется, после дождя. 1900-е гг

В романе Вирджинии Вульф городские костюмы носят Элинор и Роза - самая старшая и самая младшая из сестер Парджитер, старые девы, общественницы; их костюмы описаны с разницей в 17 лет, хотя, конечно, обе продолжат носить этот вид одежды и после, и параллельно друг другу. В модном твидовом костюме появляется в последней сцене незнакомая молодая девушка, высаживающаяся на рассвете из такси вместе с возлюбленным на виду у 70-летних братьев и сестер Парджитер после бала у Делии. Посмотрим, как менялись дамские костюмы с 1891 года и по 1930й.

1891 год. Элинор хлопочет о ремонте дома, где проживают ее подопечные малообеспеченные люди. Элинор назначает встречу с подрядчиком, который и дожидается ее прихода у подъезда дома. "Но тут из-за угла быстрым шагом вышла высокая женщина в жакете и юбке из серого твида. Коротышка обернулся и приподнял кепку".

В идеале модный тальер 1890-х годов выглядел вот так. Но это работа знаменитого парижского дома Жака Дусе. Элинор же одевается скромно, даже небрежно - хотя строго следует правилам этикета и, приехав в поместье к брату, переодевается к ужину в вечернее платье.

Характерная черта модного силуэта 1890-х - рукава жиго, пышные у плеча и сужающиеся к запястью. В это время еще носят традиционного вида корсет, а юбки вновь становятся равномерно округлыми, без хорошо обозначенного турнюра сзади.
Характерная черта модного силуэта 1890-х - рукава жиго, пышные у плеча и сужающиеся к запястью. В это время еще носят традиционного вида корсет, а юбки вновь становятся равномерно округлыми, без хорошо обозначенного турнюра сзади.

Серый твидовый костюм Элинор, конечно, был скромнее, но всё равно подразумевал корсет и, скорее всего, похожую форму рукавов.

Прогулочный костюм 1890-х годов.
Прогулочный костюм 1890-х годов.

1900е гг.

В 1907 году самой младшей из сестер Элинор - Розе примерно 40 лет. Элинор примерно 49 на тот момент. Роза возвращается домой в Лондон из Нортумбрии, где "собирала митинги". Работа шла неплохо, но однажды в неё бросили камнем. Первое впечатление от вида взрослой Розы дано глазами Элинор: "Роза была хорошенькая, но Элинор считала, что ей стоит получше одеваться. На ней был зеленый ворсистый жакет и юбка с кожаными пуговицами, а в руках — залоснившаяся сумка".

Дамский тальер, украшенный пуговицами
Дамский тальер, украшенный пуговицами

В 1907 году вычурный силуэт эпохи модерна, созданный особым корсетом, придающим корпусу форму буквы S, всё еще в моде. Понятно, Роза не особо следит за модой, и о форме ее корсета Элинор ничего не говорит. Но вообще вот изображения дам в прогулочных костюмах этого времени.

Второй раз Роза сама оценивает свой внешний вид - спустя три года, в 1910 году: "Омнибус остановился, и она встала. Жаль, подумала она, ступив на тротуар и увидев свое отражение в витрине швейного ателье, — можно было бы и одеваться лучше, и выглядеть привлекательнее. Всегда только дешевая готовая одежда, жакеты и юбки от «Уайтлиз»".

Страничка с готовыми тальерами начала 1910-х годов из каталога универмага Sears. Эта одежда считалась довольно дешевой, хотя универмаг как предоставлял услуги посадки купленной вещи по фигуре, так и торговал по почте.
Страничка с готовыми тальерами начала 1910-х годов из каталога универмага Sears. Эта одежда считалась довольно дешевой, хотя универмаг как предоставлял услуги посадки купленной вещи по фигуре, так и торговал по почте.

Кстати, спустя три года Роза "застегнула ряд кожаных пуговиц на своем строгом жакете" , так что кожаные пуговицы, видимо, излюбленный элемент декора, который она себе позволяет.

К концу 1900х годов корсеты S-образного силуэта сдают позиции, появляется новый, довольно свободный вид корсета, практически мягкий. Силуэт с "голубиной грудью" исчезает. И хотя в моду входят очень неудобные "хромые" юбки (узкие, стянутые в коленях и ниже), прогулочные костюмы практичных дам, не гонящихся за модой, позволяют и свободно дышать, и широко шагать.
К концу 1900х годов корсеты S-образного силуэта сдают позиции, появляется новый, довольно свободный вид корсета, практически мягкий. Силуэт с "голубиной грудью" исчезает. И хотя в моду входят очень неудобные "хромые" юбки (узкие, стянутые в коленях и ниже), прогулочные костюмы практичных дам, не гонящихся за модой, позволяют и свободно дышать, и широко шагать.

Роза, кстати, хоть и одевается дёшево, придерживается моды на широкополые объемные шляпы: "Она подняла с пола свою шляпку, надела ее и решительно пришпилила к волосам, проткнув двумя булавками".

Во второй половине 1900-х годов в моду вошли очень объемные шляпы, которые держались на голове булавками, приколотыми к шиньону или к своим сильно начесанным волосам. Булавки могли достигать 20-30 см в длину.
Во второй половине 1900-х годов в моду вошли очень объемные шляпы, которые держались на голове булавками, приколотыми к шиньону или к своим сильно начесанным волосам. Булавки могли достигать 20-30 см в длину.

В финале романа Элинор около 70 лет, а Розе - примерно 60. Они провели всю ночь на балу у своей сестра Делии. Забрезжил рассвет и вся компания собирается по домам. Во время разговора о том, кто как встречал рассветы в молодости, к соседнему дому подъезжает такси, из которого появляются молодые мужчина и женщина в твидовом дорожном костюме.

Иллюстрация твидового костюма 1930-х гг
Иллюстрация твидового костюма 1930-х гг

По сути своей, дамские костюмы менялись мало, сохраняя основные компоненты: жакет и юбку в сочетании с блузкой. Сохранялась и деловая функция костюма, подразумевавшая его практичность. Сохранялись ткани и орнаменты. Например, твид. И классические орнаменты: клетка, полоска, твидовая ёлочка.

Но каждый раз, когда мода менялась, костюм перенимал основные черты нового силуэта, избегая излишеств и сохраняя меру. Недаром до конца Второй мировой войны костюмы для дам по-прежнему шили мужские портные.

В следующий раз поговорим о вечерних платьях в романе. Чтобы не потерять - можно подписаться на мой канал "Мода в книгах".

Напоминаю, что я не люблю комментарии. Потому через три дня после публикации все написанные комментарии удаляются без прочтения, одним нажатием кнопки, а возможность писать новые закрывается.