Этот блог посвящен одежде книжных героев, и сегодня проследим, как изменялись костюмы в романе "Годы", охватившем промежуток в целых 50 лет: с 1880 года и до 1930-х.
Костюмы из жакета и юбки, так называемые "прогулочные костюмы" или "городские костюмы" появились во второй половине XIX века и до сих пор играют значительную роль в гардеробе деловых женщин. В отличие от дневных платьев, костюмы не только выглядели строго, но и были практичнее в носке. Дамы, избравшие общественную деятельность главным занятием своей жизни, отдавали предпочтение именно костюму как своего рода ответу на мужской деловой костюм.
Название Tailored suit - то есть дамский костюм, пошитый мужским портным, специализирующимся на мужских деловых костюмах - появилось около 1885 года. Новаторским был не только метод пошива, но вообще всё: от текстуры ткани и до орнаментов. Да, костюм, пошитый мужским портным, действительно был "как мужской" - только женский. Лондон славился своими мужскими портными не меньше, чем Париж - дамскими, потому не вызывает удивления тот факт, что самой известной фирмой, изготавливавшей такие костюмы, стал английский дом Redfern, клиентками которого были известные модницы и даже сама королева Виктория. И если самые первые прогулочные костюмы действительно надевали на прогулки, то впоследствии этот свободный в плане движения вид одежды стал символом раскрепощения женщин и борьбы за их права. Его носили те, кто проводил много времени вне дома: на заседаниях комитетов, в школах и больницах; кто много ходил пешком по самым бедным районам Лондона. За костюмом было проще ухаживать, чем за платьем: под жакет надевалась блуза из белого, кремового, розового легкого материала, которую можно было ежедневно освежать - даже при самом скромном штате прислуги или вообще самостоятельно. А юбка и жакет шились из такой плотной ткани, что им не страшны были ежедневные чистки щеткой после хождения по пыльным и грязным улицам большим городов.
В романе Вирджинии Вульф городские костюмы носят Элинор и Роза - самая старшая и самая младшая из сестер Парджитер, старые девы, общественницы; их костюмы описаны с разницей в 17 лет, хотя, конечно, обе продолжат носить этот вид одежды и после, и параллельно друг другу. В модном твидовом костюме появляется в последней сцене незнакомая молодая девушка, высаживающаяся на рассвете из такси вместе с возлюбленным на виду у 70-летних братьев и сестер Парджитер после бала у Делии. Посмотрим, как менялись дамские костюмы с 1891 года и по 1930й.
1891 год. Элинор хлопочет о ремонте дома, где проживают ее подопечные малообеспеченные люди. Элинор назначает встречу с подрядчиком, который и дожидается ее прихода у подъезда дома. "Но тут из-за угла быстрым шагом вышла высокая женщина в жакете и юбке из серого твида. Коротышка обернулся и приподнял кепку".
В идеале модный тальер 1890-х годов выглядел вот так. Но это работа знаменитого парижского дома Жака Дусе. Элинор же одевается скромно, даже небрежно - хотя строго следует правилам этикета и, приехав в поместье к брату, переодевается к ужину в вечернее платье.
Серый твидовый костюм Элинор, конечно, был скромнее, но всё равно подразумевал корсет и, скорее всего, похожую форму рукавов.
1900е гг.
В 1907 году самой младшей из сестер Элинор - Розе примерно 40 лет. Элинор примерно 49 на тот момент. Роза возвращается домой в Лондон из Нортумбрии, где "собирала митинги". Работа шла неплохо, но однажды в неё бросили камнем. Первое впечатление от вида взрослой Розы дано глазами Элинор: "Роза была хорошенькая, но Элинор считала, что ей стоит получше одеваться. На ней был зеленый ворсистый жакет и юбка с кожаными пуговицами, а в руках — залоснившаяся сумка".
В 1907 году вычурный силуэт эпохи модерна, созданный особым корсетом, придающим корпусу форму буквы S, всё еще в моде. Понятно, Роза не особо следит за модой, и о форме ее корсета Элинор ничего не говорит. Но вообще вот изображения дам в прогулочных костюмах этого времени.
Второй раз Роза сама оценивает свой внешний вид - спустя три года, в 1910 году: "Омнибус остановился, и она встала. Жаль, подумала она, ступив на тротуар и увидев свое отражение в витрине швейного ателье, — можно было бы и одеваться лучше, и выглядеть привлекательнее. Всегда только дешевая готовая одежда, жакеты и юбки от «Уайтлиз»".
Кстати, спустя три года Роза "застегнула ряд кожаных пуговиц на своем строгом жакете" , так что кожаные пуговицы, видимо, излюбленный элемент декора, который она себе позволяет.
Роза, кстати, хоть и одевается дёшево, придерживается моды на широкополые объемные шляпы: "Она подняла с пола свою шляпку, надела ее и решительно пришпилила к волосам, проткнув двумя булавками".
В финале романа Элинор около 70 лет, а Розе - примерно 60. Они провели всю ночь на балу у своей сестра Делии. Забрезжил рассвет и вся компания собирается по домам. Во время разговора о том, кто как встречал рассветы в молодости, к соседнему дому подъезжает такси, из которого появляются молодые мужчина и женщина в твидовом дорожном костюме.
По сути своей, дамские костюмы менялись мало, сохраняя основные компоненты: жакет и юбку в сочетании с блузкой. Сохранялась и деловая функция костюма, подразумевавшая его практичность. Сохранялись ткани и орнаменты. Например, твид. И классические орнаменты: клетка, полоска, твидовая ёлочка.
Но каждый раз, когда мода менялась, костюм перенимал основные черты нового силуэта, избегая излишеств и сохраняя меру. Недаром до конца Второй мировой войны костюмы для дам по-прежнему шили мужские портные.
В следующий раз поговорим о вечерних платьях в романе. Чтобы не потерять - можно подписаться на мой канал "Мода в книгах".
Напоминаю, что я не люблю комментарии. Потому через три дня после публикации все написанные комментарии удаляются без прочтения, одним нажатием кнопки, а возможность писать новые закрывается.