Найти тему
Strategeum-Y

F-35 плюс F-15EX минус F/A-18E-F

Оглавление

Так сошлось в первом квартале нынешнего года, что сразу в нескольких странах делается выбор истребителей / ударных самолетов для своей военной авиации на ближайшие два-три десятилетия. Польша подписала контракт на закупку американских самолетов 5-го поколения F-35. Финляндия развернула летные испытания, в которых участвуют почти все западные образцы, представленные сегодня на рынке. Германия тоже пребывает в размышлениях, сопоставляя политические и экономические факторы (см. наш материал). Определяются США и Израиль.

Американский выбор

В Соединенных Штатах идет работа над военным бюджетом на 2021 год. В части видов на развитие авиации произошли заметные изменения по сравнению с планами, зафиксированными в текущем финансовом плане Пентагона. Если раньше в Конгрессе было решено наряду с самолетами 5-го поколения F-35 (производитель — корпорация «Локхид Мартин») реализовать среднесрочную программу закупок истребителя F/A-18E-F в версии «Супер Хорнет» (стандарт 4++) от конкурирующей корпорации — «Боинга». Тогда неофициально говорилось, что в Конгрессе настояли на том, чтобы в стране сохранилось минимум два производителя самолетов линейки «F».

Напомним, что ранее ВВС США также делали попытку отделаться от устаревших штурмовиков А-10, но всякий раз Конгресс заворачивал планы вывести машины этого класса из боевого состава.

На этот раз сделана попытка свернуть программу закупок F/A-18E-F для морской авиации, закупив в будущем году последнюю, укрупненную партию в 24 машины. Какие настроения возобладают в Конгрессе на этот раз, пока не ясно. Но руководство ВМС заявило о намерении уже со следующего года приступить к смешанному использованию самолетов четвертого и пятого поколений при развертываниях в зарубежных зонах применения. Начать планируется с размещения самолетов F-35C на авианосце «Карл Винсон».

В то же время жаркая дискуссия ожидается по другому самолету от «Боинга» — F-15EX (поколения 4++). По крайней мере, жаркое обсуждение темы вышло в публичное пространство еще до рассмотрения ее в Конгрессе. Противники этой закупки, например, влиятельный фонд «Херитидж фаундейшн», указывают на дороговизну этого самолета при его более слабых технических характеристиках по сравнению с самолетами 5-го поколения. В то же время взгляды командования ВВС по поводу данного истребителя заметно изменились, их привлекла возможность комбинировать ударную мощь этой машины в связке с F-35 и с беспилотниками. Поэтому в бюджетном запросе намечено, что 144 F-15EX придут на смену старым F-15С/D.

F-15EX
F-15EX

Сопоставление по деньгам за F-35 и F-15EX не дает пока однозначного ответа. По первому образцу (модель F-35А) отпускная цена в «полной боевой комплектации» была снижена до 79,2 млн долларов за один самолет (Израилю, например, заключившему контракты ранее, они обошлись по 110 миллионов), тогда как представитель «Боинга» без необходимого для боевой эксплуатации оснащения уже тянет на 80 миллионов. Но по операционным расходам картина иная. У F-15EX расходы на 1 самолетовылет в час обходятся в 29 тыс. долларов, а по F-35 — 44 тыс. долларов (в 2018 году), с планами снижения до 36 тысяч в 2024 году и до 25 тысяч — в 2025 году..

В текущем военном бюджете США, который был принят только в декабре, были заложены ассигнования на первую, небольшую партию F-15EX, цены были зафиксированы. Однако до сих пор контракт не был заключен. Как слышно в американских профильных СМИ, переговоры с «Боингом» идут очень трудно. Вероятно, как всегда, «дьявол в деталях».

Выбор Германии

От того, как сложится окончательное решение Вашингтона по закупкам истребителей для своих вооруженных сил, может многое зависеть и в решении Берлина, что закупать на замену состарившимся «Торнадо» — свои, европейские «Еврофайтеры» (и перевести боевую авиацию на один тип самолета) или американские F/A-18E-F. Правительство Германии уже очень долго тянет с принятием решения по этому вопросу. Возможно, решение, которое по F/A-18E-F будет зафиксировано в американском военном бюджете повлияет и на мнение в германской столице.

Израильский выбор

В отличие от Германии, в Израиле выбор истребителей на перспективу осуществляется не на политическом уровне, а отнесен к полномочиям начальника Генштаба. У военных лидеров выбор был между двумя американскими моделями — F-35 и F-15EX. И «Локхид», и «Боинг» заявили о готовности и дальше серьезно подрихтовывать базовые изделия под любое перспективное техзадание израильской стороны, предоставить боевые платформы с уникальными характеристиками, в том числе и с оборудованием израильского производства.

Другой момент привилегированности выбора для Израиля — специальный многомиллиардный фонд (называлась сумма в 11 млрд долларов), четверть всей американской военной помощи, которая будет использована в рамках перспективного плана закупок вооружения. Как шутили по этому поводу, начальник Генштаба генерал-лейтенант Авив Кохави получил возможность хорошо закупиться как в супермаркете. И Кахави сделал выбор - в пользу «купажа» F-35 и F-15EX.

-3

F-35I «Адир» (F-35A) и F-15IA, считает израильское командование, будут хорошо дополнять друга: локхидовская машина, в которой применены технология «Стелс» и другие «фишки», будет «заводилой» в воздушных операциях ближайшего будущего, а превосходящий его вдвое по ударной мощи «старый, но ярый» боинговский выдвиженец призван будет заходить «вторым темпом» и учинять разгром иранцам, сирийцам и кто еще подвернется. Израильтяне видят в этом синергию боевых возможностей обоих самолетов. И плюс еще во взаимодействии с беспилотниками. Вероятно, сходного мнения придерживаются и в ВВС США.

Стоит также отметить, что в последние год-два Израиль занимался тестированием реальных возможностей и моделированием вероятного потенциала российских зенитных ракетных комплексов, поставленных в Сирию и Иран (С-200, С-300), а также более современной модели С-400. На учения такого рода приглашались и европейские партнеры со своими истребителями. Вероятно, и боестолкновения между сирийцами и турецкими войсками в Идлибе дали дополнительную пищу для принятия решений в Израиле.