Найти тему
Monster9000

10гдш-2-4 (10гд-36Е) ,на что способен?


Среди некоторых экспертов существует мнение.
Что многополосная акустика в СССР была так себе ,
а вот в деле создания широкополосных динамиков инженеры добились некоторых успехов.

Помню как однажды наткнулся в вк на статейку , с детальным разбором (разоблачением) всей советской акустики.
Которая заканчивалась словами ,что из всего этого многообразия,именно 10гдш ,и 4а32 есть что то более или менее достойное.


Мнение спорное , но имеет право на жизнь.

Из широкополосных , с 4гд35 я знаком давно и он по своему неплох ,но только с ламповыми усилками .
с транзисторными это серая радиоточка.
5гдш-1 и 5гдш-2 меня сильно разочаровал , он и с германиевым усилом не звучит даже.

5гдш-1-4
5гдш-1-4


А вот 10гдш я хотел послушать давно ,но не было возможности.

10гдш это советский шп динамик ,судя по всему выпускавшийся с 70х , и до конца 80х.
Ставился он в основном в колонки Маяк , Романтика , Нота и др.


Почитав про него в интернете сложилось мнение ,что это динамик с менее изысканным звуком чем 4гд35 , но с сильным басом и гораздо больше подходящий под поп музыку.


Ведь особенность 4гд35 ,да и наверное почти всех шп динамиков,даже современной Ноэма 150гдш и 4а32 в том,что такие динамики не умеют играть рок,поп и вообще какую либо сложную музыку, кроме вокала ,джаза и акустической гитарки.
Однако играют этот джаз и вокал (при наличии подходящего усилителя ) так душевно ,что многие гораздо более дорогие колонки не смогут повторить .

Ну и в общем 10гдш судя по отзывам смог выйти за рамки джаза , вокала и представлялся мне с чужих слов гораздо более универсальным динамиком.
Заточенным не только под лампу или германий ,и играющим нормально и с обычными усилами.

Иногда можно услышать мнение ,что это хорошая альтернатива советским двухполоскам типа с30 и Вега.

Хотя почему то эта тема слабо освещена на ютюбе , и 10гдш там в основном присутствует в видео с достаточно сложными и дорогими проектами самодельных колонок. Обыватели такое повторить не смогут ,им интересен готовый продукт.


А готовый продукт - это колонки Маяк ,Романтика . Как правило довольно большие полочники закрытого оформления, хотя бывали и с фазоинвертором как Нота.

Во времена СССР таких колонок, как Маяк и Романтика выпустили очень ,очень много.

Но так как у динамика 10гдш подвес ппу , то уже годам к 2000м он стал осыпаться и требовать замены.
В те года замену найти было сложно ,да и клеить подвес многие не умеют.
Поэтому предполагаю ,что большая часть тех миллионных тиражей таких колонок была просто выброшена на помойку ещё лет 20 назад.

Время менять подвес
Время менять подвес


И сейчас такие колонки и динамики встречаются не так уж и часто.

И вот я решил купить колонки на 10гдш , покупал с пересылом,и выбор был между Романтикой, и 10ас-203.
Я выбрал второе .так как 10ас-203 во первых симпатичней, во вторых выпускались ещё в 70е,в третий чуть крупнее .

И тут возникает один момент : 10гдш был двух поколений ,не считая мелких модернизаций.
Первое поколение 10гдш-1-4 (10гд-36К)
Второе поколение 10гдш-2-4 (10гд-36Е)

Внешне спереди они почти не отличаются, главное отличие сзади - это литая корзина у 36К и штампованная у 36Е

10гд-36К
Сама корзина на звук не влияет ,но помимо корзины у позднего 10гдш якобы более тяжёлый диффузор ,что негативно сказывается на звуке.

Во всяком случае в интернете есть статьи про то ,что поздний якобы звучит похуже.

И вот я выбрал 10ас-203 для того ,чтобы уж точно не ошибиться и купить колонки с ранней версией динамиков.
Ведь это самая ранняя модель акустики с 10гдш.

Но к сожалению оказалось ,что динамики там уже не родные а те самые поздние.
Поэтому буду рассказывать именно про них ,про 10гдш-2

10ас-203 - колонки закрытого типа ,без фазика и с 10гдш-2 они играют своеобразно.


Баса много ,но он немного гулкий , и на басах вроде как теряется остальной диапазон. Динамик видимо не может одновременно играть и нч долбёжку и сч ,из за чего средние становятся немного невнятными.

Высокие частоты довольно сиплые и грязноватые , похожи на вч колонок Комета.

В целом звучание с транзисторным усилителем несколько крикливое ,яркое и напоминает характер акустики для сцены и мероприятий.
Громко ,ярко ,но бестолково. Однако есть некоторый празднично танцевальный окрас.
Звук грубоват,грязноват.


Если же вытащить 10гдш-2 из корпуса и поставить в открытый ящик или щит (я поставил в корпуса колонок от Аккорд-201)
То басов получается заметно меньше ,но звук на мой взгляд становится более музыкальным, без излишнего гудения на басах ,и сч из за этого немного улучшаются.


Но как я и думал - все ширики любят ламповый звук ,в моём случае германиевый усилитель Аккорд . И 10гдш-2 не исключение.

Как бы не преподносили его как ширик,который способен нормально играть с транзисторными ,это всё равно не так.

с Аккордом он меняется почти до неузнаваемости , исчезает грубость и грязь , он становится немного мутным ,но мелодичным.
В звучании появляется душа и слушать становится интересно.


Хотя он и не превращается во что то очень классное ,но в таком виде звук гораздо приятней.
Причём и в закрытом ящике и в открытом.

Таким образом если рассматривать 10гдш-2 как альтернативу недорогим двухполоскам типа Вега, Кантата, Комета.
То я бы не сказал ,что он лучше, но и не особо хуже.

Он громче, басовитей, но звук с обычными усилками не ламповыми довольно грязный ,жёсткий и не интересный.

Хотя он звучит предпочтительней ,чем 25ас-128.
Трёхполоске 25ас-2 он тоже проигрывает.

Но если сравнивать с с30 ,то наверное колонки на 10гдш-2 будут не хуже.