Найти тему

Как стать авторами и иллюстраторами: интервью с pr-директором издательства «Самокат» Марией Орловой

Дорогие друзья, в первой части нашего интервью с pr-директором издательства «Самокат» Марией Орловой мы рассказали историю о первой выпущенной книге, о том, какие идеи и принципы ставит издательство во главу угла и какие новинки выпустит в этом году для своих читателей. А теперь продолжаем наше интервью и рассказываем, как стать авторами и иллюстраторами издательства.

Пока я рассматривала книги, в книжный магазин при редакции зашел молодой человек. Что называется с улицы. Он поинтересовался у продавца, рассматривает ли издательство детские книжки, и хотел узнать, куда можно прислать рукопись. То есть пришел с улицы и сразу же — с пылу с жару о своем. Подобное бывает часто?

То, что присылают люди, это называется самотек. Самое печальное, что на сайте есть электронный адрес, на который можно все отправить. Если ты хочешь напечататься в «Самокате», по-моему, логичный ход, посмотреть e-mail и отправить туда. Но если тебе пишут на почту или в социальные сети сообщения: «Как вам отправить рукопись», значит, человек даже не проделал этот путь. И я, как человек не ответственный за отбор рукописи на этой первичной стадии, вынуждена все равно отвечать людям: «Дорогой соискатель, пожалуйста, прежде чем отправлять рукописи, посмотрите на наши книги и подумайте, подходит ли ваша рукопись нашему ассортименту». Это примерно то же самое, что у нас написано в конкурсе иллюстраторов.

Сходите, пожалуйста, в книжный магазин и убедитесь, что проекты, которые вы придумываете, не сделал уже кто-то другой, не сделал лучше, чем вы придумываете, убедитесь, что вашего проекта не хватает, найдите себе нишу.

Когда в «Самокат» приходит человек и говорит: «Можно сказку про зайчиков, которые живут в Заколдованном лесу?» — скорее всего, это не к нам. Или стихи о добре, очень милые для маленьких детишечек. То есть очень странно, что человек не знаком с тем издательством, куда он идет. При этом нам очень часто пишут, что вы издаете только иностранных авторов. Нет, мы много издаем русских авторов. К нам много приходит рукописей самотеком. Безусловно, мы смотрим все литературные конкурсы, куда имеет смысл идти со своими рукописями. За вас сразу же будет какая-то конкуренция.

Российский рынок нишевой, в нем очень просто ориентироваться. Почти всегда ты можешь сказать иди со своим нон-фикшен проектом в «МИФ», со своими книжками-картинками для маленьких — в «Поляндрию», с фэнтези — к «РОСМЭНу».

А вот к вам?

К нам, конечно же, с серьезными повестями про подростков и, скорее всего, с НЕфантастическими, то есть с редким исключением фантастическими.

Сайт конкурса «Книга внутри»

Страничка для авторов

Рассматриваю одну из книг Ольги Посух победительницы сезона 2016/17. Ее первая книжка стала очень популярной, недавно вышла вторая. Скоро выйдет третья. Эти книги изначально были заявлены как серия. Небольшой секрет: внимательно рассмотрите форзацы книги, там вы найдете все заявки на книгу.

В этом году издательство «Самокат» в четвертый раз проводит конкурс иллюстраторов. Расскажите о конкурсе.

Условием конкурса было найти художника, который создаст цельную книгу.

Художники не умеют думать как, собственно, художники, а умеют думать собственно как обслуживающий персонал и редко как иллюстраторы. То есть книжное образование в России практически полностью разрушено. Русские художники не конкурентны в европейской среде, потому что они приходят в издательство и говорят: «Посмотрите, каких я рисую котиков!» Бессмысленная позиция с точки зрения издательства, потому что ждать книжку, к которой подойдет твой котик, невозможно. Да и в издательстве явно уже есть какой-то штат людей, с которыми оно работает. И поэтому в конкурсе, в самих условиях, есть такая образовательная большая составляющая, чтобы даже те, кто принимают в нем участие, задумались. Многие удивлены такому подходу. Можно, оказывается, не просто слать картинки, а самому придумать книжку. Учитывая, что большая часть книжек-картинок в мире придумывается как раз самими художниками.

Рисунки художников (участников конкурса «Книга внутри»). Условие конкурса — найти художника, который создаст цельную книгу.
Рисунки художников (участников конкурса «Книга внутри»). Условие конкурса — найти художника, который создаст цельную книгу.

У художника есть не только руки, но и мозг. Это как бы высшая степень работы книжного иллюстратора. Он придумывает историю и сам знает, как ее поместить в книжку.

В случае конкурса во второй этап попадают художники, которые сделали осмысленную заявку. То есть исследование. Нельзя проиллюстрировать стихотворение Маршака. Потому что издательство «АСТ» имеет эксклюзивные права. Это рисовать в стол. Такая информация находится за 10 минут. Люди в Академии Художеств в мастерской книжной графики создают иллюстрации к «Черной Курице», хотя их существует около 50. Хотя могли бы сделать живой рабочий проект.

И если иллюстратор будет и автором, будете только за?

Конечно. Это прекрасно. Нам также пишут: «А что, если автор другой человек?» Договаривайтесь с автором, подписывайте бумагу о том, что он согласен передать свой текст к публикации. Потому что иначе не нужно участвовать в конкурсе, где главным призом является публикация. Если вы собираетесь рисовать, а автор — обладатель прав потом скажет: «Никакой текст не отдам, это мои авторские права...» — книжку нельзя будет публиковать.

-4

Много ли было заявок в прошлом году?

Каждый год приходит около 300. И среди них 150 неосмысленных. Это те, кто не прочитал условия конкурса, и прислал то, что хранится на компьютере. Котиков, зайчиков или очень сложные поп-арт проекты. Люди совсем не думают о производстве, о том, как это делается. Иногда присылают классные рукодельные книжки с калькой, зеркальцами, со сложными всплывающими конструкциями, очень красивые проекты, которые невозможно сделать в тираже и в России не продать тоже. Из этих 150 внятных заявок отбираются 20 совсем хороших, и наступает период, в котором с заявками работает арт-директор. Он тратит время на каждого из конкурсантов, додумывает концепцию, идею, схему, макет книги, находит научных редакторов, если это нужно — поэтов, которые дописывают стихи. Это все случаи из практики. Придумывает какую-то концепцию и помогает располагать героев, все это переделывает-переделывает-переделывает. Но дальше происходит работа самого художника. 50 процентов и более срезаются вот на этом этапе, потому что они не способны довести работу до конца. Это большая работа. Это относительно ограниченный срок. Были такие случаи, когда проект не выиграл, просто потому что человек не доделал. Или были очень интересные заявки, которые люди не доводят до конца. У них есть полгода на работу. Есть правки, с которыми художник может не согласиться, сказать «нет, я так работать не буду». Он может просто долго возиться с проектом. В университете все писали курсовые, дипломы, надо пройти от А до Я, и это долгий путь. Это не курсовая и не диплом, это просто проект, и можно подзабить и недоделать, что очень обидно.

Что вы можете пожелать вашим авторам?

Настойчивости, гибкости и внимания, чтобы было любопытство. Самое печальное, что может произойти с человеком, это когда он станет ленивым и нелюбопытным. Когда вокруг себя действительно ничего не видишь. С одной стороны, когда все спрашивают у художников и писателей: «Где вы ищете вдохновение?» — кто-то ответит: «Надо смотреть вокруг», «Надо уйти в себя!» Но нельзя быть совсем в бункере, если вы чем-то занимаетесь. Очень редко бывает, что люди настолько самобытны, что они без внимания к окружающему всему, замкнувшись в себе, производят интересные и актуальные проекты. А так, когда ты много смотришь, ты много понимаешь...