Найти в Дзене

Известия, которые заставили Сталина побледнеть. Как Сталин отреагировал на объявление войны 22 июня 1941. Воспоминания очевидца.

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаю знакомить Вас с интересными эпизодами из мемуаров маршала СССР Г. К. Жукова. В своих воспоминаниях Г. К. Жуков высоко отзывается о И. В. Сталине. Не идеализирует, но должное воздаёт. Называет волевым человеком, «не из трусливого десятка». Однако, был эпизод, когда Г. К. Жуков видел Сталина «несколько подавленным». Ситуация, как можно догадаться, связана с событиями ночи с 21 на 22 июня 1941 г. Самой страшной ночи за более чем тысячелетнюю нашу историю. Жуков, получивший сообщения о налётах немецкой авиации от командующих Западным, Киевским, Прибалтийским военными округами, от командующего Черноморским флотом, по приказу С. К. Тимошенко, бывшего наркомом обороны, позвонил И. В. Сталину, доложить о происходящем. Дозвониться удалось не сразу, трубку поднял дежурный генерал управления охраны, и ответил сонным голосом. Жуков попросил к телефону Сталина. Через три минуты он подошел к телефону. Георгий Константинович доложил о происходящем и попро

Здравствуйте, дорогие читатели! Продолжаю знакомить Вас с интересными эпизодами из мемуаров маршала СССР Г. К. Жукова.

В своих воспоминаниях Г. К. Жуков высоко отзывается о И. В. Сталине. Не идеализирует, но должное воздаёт. Называет волевым человеком, «не из трусливого десятка». Однако, был эпизод, когда Г. К. Жуков видел Сталина «несколько подавленным». Ситуация, как можно догадаться, связана с событиями ночи с 21 на 22 июня 1941 г. Самой страшной ночи за более чем тысячелетнюю нашу историю.

Жуков, получивший сообщения о налётах немецкой авиации от командующих Западным, Киевским, Прибалтийским военными округами, от командующего Черноморским флотом, по приказу С. К. Тимошенко, бывшего наркомом обороны, позвонил И. В. Сталину, доложить о происходящем. Дозвониться удалось не сразу, трубку поднял дежурный генерал управления охраны, и ответил сонным голосом.

Жуков попросил к телефону Сталина. Через три минуты он подошел к телефону. Георгий Константинович доложил о происходящем и попросил разрешения начать ответные боевые действия. Дальше я лучше приведу короткий отрывок из текста воспоминаний:

«И. В. Сталин молчит. Я слышу лишь его дыхание.
– Вы меня поняли?
Опять молчание.
Наконец, И. В. Сталин спросил:
- Где нарком?
- Говорит с Киевским округом по ВЧ.
- Приезжайте в Кремль с Тимошенко. Скажите Поскрёбышеву, чтобы он вызвал всех членов Политбюро (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 247).

В 4:30 в Кремле собрались все члены Политбюро, Г. К. Жуков и нарком Тимошенко. Сталин был бледен, сидел за столом с набитой табаком трубкой в руках. Он приказал связаться с Германским посольством. Там ответили, что германский посол, граф фон Шуленбург, просит принять его для важного сообщения. Посла принимал нарком иностранных дел В. М. Молотов.

Пока шёл приём зам. начальника генштаба Н. Ф. Ватутин докладывал о ходе наступлении немецких войск. Через некоторое время в зал вошёл М. В. Молотов и произнёс: «Германское правительство объявило нам войну».

Маскировка Кремля в 1941 г. Фото с сайта Infourok.ru
Маскировка Кремля в 1941 г. Фото с сайта Infourok.ru

«И. В. Сталин опустился на стул и глубоко задумался. Наступила длительная, тягостная пауза» (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 248). Это был тот единственный раз, когда Жуков видел Сталина подавленным. Война, которой Сталин не хотел, перестала быть просто вероятной и стала реальной.

Благодарю за внимание!

Если публикация понравилась, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал "Урок истории".

Также Вам могут быть интересны публикации:

1) Чему была посвящена самая тяжёлая пресс-конференция в дипломатической карьере Виталия Чуркина? И это не Крым.

2) Человек, который мог рассердить Сталина.