В прошлой статье я рассказал о том, что такое гомеопатия и как с ней боролись в последние годы на Западе.
Не остались в стороне и российские ученые.
Три года назад, в феврале 2017 года, Комиссия по борьбе с лженаукой РАН выпустила меморандум, в котором назвала гомеопатию опасной. В нем Комиссия дала советы, как бороться с распространением невежественных представлений о снадобьях, главным свойством которых является полное или почти полное отсутствие действующих веществ.
Гомеопаты неплохо устроились. Как только их просят привести научные доказательства действенности своих препаратов - они заявляют, что «в них ничего нет», а следовательно, и проверять нечего. А когда задается вопрос о том, как же они могут лечить, если в них ничего нет, то следуют пространные философские рассуждения о том, что люди еще не постигли всей мудрости гомеопатии и просто не могут понять тонких материй и того уровня и измерения, в котором работают гомеопаты. Удобная позиция, конечно.
Если бы они при этом не заявляли, что их шарики способны избавлять от синдрома Туретта (неизлечимое генетическое заболевание), рака или аутизма, то и претензий бы не было, но они зашли слишком далеко.
После всех этих ударов гомеопаты решили перестроиться и стали называть свои средства не гомеопатическими препаратами (это название уже слишком скомпрометировано), а «релиз-активными препаратами». Чем мудренее, тем лучше действует на определенные круги общества, иначе уже слишком многие при виде слов «гомеопатическое средство» сразу бросают коробочку в мусорку.
На удивление, эта борьба принесла свои плоды. Если до 2016 года доходы от продаж подобных средств постоянно росли, то впервые за последние два года они снизились примерно на 20%, с 9,83 млрд рублей в 2016 году до 7,85 млрд рублей к концу 2019 года.
И все равно обороты этой отрасли на сегодня огромны. Многие врачи по сей день работают под табличкой «Врач-гомеопат», в некоторых университетах вплоть до последнего времени была кафедра гомеопатии, а гомеопатические препараты с легкой руки некоторых чиновников абсолютно безосновательно, но регулярно вносились в перечень жизненно важных лекарств, что давало врачам основания выписывать их, хотя уже появились рекомендации их не использовать.
К примеру, на сайте Союза педиатров России указано, что для лечения ОРВИ у детей гомеопатические средства не рекомендованы, «так как их эффективность не доказана».
Работу по информированию потребителей российского фармрынка о препаратах с недоказанной эффективностью ведет и другая комиссия РАН — По противодействию фальсификации научных исследований. По закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 Минздрав на своем сайте должен публиковать экспертные заключения по тем лекарственным средствам, которые продаются на российском рынке. Но не публикует.
Ранее Минздрав заявил, что экспертные заключения публикуются в закрытой части сайта и доступны лишь их производителям, что дает огромные возможности для махинаций, фальсификаций и сокрытия истины.
С этим нужно покончить, т.к. потребители и врачи должны знать, как проводились испытания лекарств и что они показали по главному параметру - эффективности. Ибо в плане безопасности чистый сахар без единой молекулы действующего вещества может считаться вполне приемлемым.
Вот, пожалуй, основное, что люди должны знать про гомеопатические средства. Здоровья вам всем!