Во время Второй Мировой войны часть американской территории все же оказалась в оккупации – Алеутские острова. 7 июня 1942 года японские войска высадились на островах Атту и Кыска. Гарнизонов там не было, небольшая стрельба возникла только на Кыске при захвате метеостанции с персоналом из двенадцати человек.
Высадка японцев на двух малообитаемых островах (на Кыске даже алеуты не проживали) ничем особо страшным США не грозила. Скорее, создавала трудности для самих захватчиков – нужно было снабжать войска, находившиеся там. Но то, что «исконно» американские территории находятся под вражеским сапогом, здорово будоражило общественное мнение. Назначенный в январе 1943 года командующим ВМС США на севере Тихого океана адмирал Томас Кинкейд сразу же принялся разрабатывать операцию по изгнанию агрессора с родной земли.
Первым был очищен от врага остров Атту. Бои за него шли с 11 по 30 мая и стоили американцам довольно дорого – убитыми, ранеными и больными они потеряли без малого 4 тысячи человек. Японский же гарнизон числом в 2500 человек был истреблен почти полностью.
На Кыске численность войск противника была выше – по данным американской разведки 10000 (5400 по факту). Потому адмирал Кинкейд решил задавить противника мощью огня и огромным перевесом в силах. К операции привлекались более 100 кораблей, включая 6 линкоров и эскортный авианосец. На остров должны были высадиться 30 тыс. американских и 5 тыс. канадских солдат. Весь июнь-июль авиация бомбила Кыску, а корабли обстреливали из орудий. В первой половине августа обстрелы и бомбежки только усилились.
15 августа все силы вторжения подошли к острову. Началась операция «Коттедж». Корабельная артиллерия плотно обрабатывала побережье в местах высадки, не давая противнику головы поднять. В воздухе жужжали сотни самолетов. По докладам, десантные силы встретили на берегу лишь слабые очаги сопротивления, на подавление которых сразу же ориентировалась авиация и артиллерия.
Имея опыт боев за Атту, американцы знали, что основное сопротивление японцы окажут не на берегу, а в глубине острова, закрепившись на господствующих высотах. За первые два дня боев союзникам удалось продвинуться вглубь на 7 километров при умеренных собственных потерях. Погибло 32 человека, 31 был ранен, 191 числился пропавшим без вести. Но в ночь с 17 на 18 августа на японской мине подорвался эсминец «Абнер Рид», добавив к этому списку еще 71 убитого и 34 раненых. 23 метра кормовой части новейшего корабля ушло на дно.
Достигнув 18 августа основного японского лагеря, морские пехотинцы обнаружили его пустым. Японцев на острове не было!!! Кинкейд и командовавший сухопутной частью операции генерал Чарльз Корлетт никак не хотели этому верить. Куда же они могли подеваться?! С острова! Вплоть до 24 августа отправляли разведгруппы на поиск неприятеля. И те его «находили», периодически вступая в бой друг с другом. Кроме того, бойцы подрывались на минах. Поэтому список потерь союзников далеко не полный. Только 24-го Корлетт объявил Кыску освобожденной от врага.
Куда же делись японцы? А весь гарнизон был эвакуирован еще 29 июля. Отряд японских кораблей в составе 2 легких крейсеров, 14 эсминцев в тумане проскользнул к острову. За 45 минут (13.50-14.35) 5183 человек военных и гражданского персонала – все до единого - погрузились на корабли и отбыли на родину.
Проскочить мимо эскадры, блокирующей Кыску, японцам помог не только туман, но и еще один американский «бой с тенью». Вернее, «Битва призраков». В ночи 26 июля радар линкора «Миссисипи» обнаружил группу вражеских кораблей. С других кораблей их тоже «увидели». Быстро сблизившись с противником, открыли огонь. Все наблюдали ответные залпы и следы торпед. В получасовом бою линкоры израсходовали 518 14-дюймовых снарядов, крейсера 487 8-дюймовых. Когда отметки с радаров пропали, американцы решили, что противник отправился рыбам на корм, и стрельбу прекратили. Однако с рассветом на месте гибели вражеских кораблей ничего обнаружено не было – ни обломков, ни масляных пятен, ни тел, ни спасшихся. С кем велся этот напряженный морской бой – до сих пор загадка. Тем не менее, расход снарядов был не призрачным, а очень ощутимым. Кинкейду пришлось всех участников ночного «сражения» отправить на пополнение боеприпасов. В возникшую брешь 29 июля и прошмыгнули японцы.
А отчего же тогда американцы понесли такие потери на Кыске? От собственной артиллерии и авиации. Передовые подразделения в дыму и грохоте не всегда понимали, что перед ними свои. Вступали в бой друг другом, вызывали авиа- и артиллерийскую поддержку.
«Победу» на Кыске американцы выдали за крупный стратегический успех. То, что воевали сами с собой, пришлось признать уже после войны.
Фото из открытых источников