Процесс обучения - как путь, что тернист и труден. В начале, возможно, для некоторых - кажется, что цель недостижима вовсе. Эта статья прежде всего для тех, кто только собирается вступить в ряды автовладельцев или уже проходит обучение в автошколе. И для тех, у кого опускаются руки.
Как выбрать автошколу?
По моему скромному опыту, важен лишь один момент - действующая лицензия. Всё остальное вторично. Так как сейчас можно как и в классе проходить обучение теории, так и дистанционно от автошколы (вручаются пароль и логин от личного кабинета, в котором свод правил ПДД с учетом последних изменений, билеты и видеоуроки, а также возможность отслеживания статистики правильности ответов и сколько вы вообще обучению время посвящаете).
Что тогда главное?
Главное и самое сложное - найти толкового инструктора. Вот тут уже самая настоящая лотерея. Особенно в рамках выбранной Вами автошколы. Особенно, когда обучение проходите впервые. Особенно, когда не знаете как оно (обучение) должно/может проходить.
Мой опыт.
Я обучалась в автошколе дважды. Первый раз в 2009 году. Теория проходила в учебном классе, у меня была возможность посещать, вне сессий. Но потом навалилось всё в кучу - подготовка к ГОС экзаменам, написание диплома + еще и экзамены в автошколе. Не знаю как я так спланировала всё "гениально"). По итогу обучение пройдено, площадка на 5+, а инструктор накатывал со мной .... только экзаменационные маршруты. Что в то время меня радовало легкой сдачей и абсолютно расстраивало, что после сдачи езда по маршрутам закончится. И как быть вообще. Подводя итог скажу: я сдала теорию, площадку и завалила город. Экзамен принимали в час пик и при развороте создала помеху, осторожничая. На тот момент решила отложить пересдачи на потом и заняться госами и дипломом. Потом так и не наступало еще долго) И я этому очень рада.
Объясню почему. Молодо, зелено. В голове моей опилки - не беда. Вот то состояние, которое я оцениваю сейчас - на тот момент. Билеты заучивались. Маршруты закатывались до дыр. И не дай Боже было с такими знаниями выехать на дорогу. Признавайтесь, кто так учился?))
Спустя 3 года разбивается друг, чудом выживает. Но 2 пассажира погибают на месте. Виновник - пьяный водитель, влетевший в их авто.
Спустя 4 года насмерть разбивается товарищ. В дальнейшем я становлюсь свидетелем наезда на пешехода, взрыва колеса мотоцикла (на ходу произошел взрыв заднего колеса и пилот с пассажиром улетают далеко вперед по асфальту), появляются паблики, не скрывающие весь фарш, жесть и мясо с мест ДТП, становятся популярными программа "Главная дорога" и другие.
Приходит понимание (только тогда!) - насколько это серьезно, опасно и страшно. Насколько в один миг может сломаться жизнь. Как выбежавший пешеход, отправит тебя по этапу. Как ты в один момент больше не сможешь спать спокойно, зная, что кому то причинил страдания. Как ты сам в один момент - можешь лишиться жизни. И насколько вся ситуация на дороге - лотерея. Ты никогда не знаешь кто едет тебе на встречу. И насколько этот кто то отдает себе отчет в том, что он делает. И насколько важно НЕ быть этим человеком, надеющимся на авось, а разбирающимся в дорожной ситуации.
В 2017 году по соседству с моим домом открылась новая автошкола, которая решила для завлечения людей - организовать теоретическое обучение всего за 300 рублей. Я решила не упускать этот момент и пройти. На удивление педагог оказалась очень грамотной и толковой женщиной. Вопросы решались, разъяснения давались, на манекенах первую помощь отрабатывали, административную часть учили. Как только обучение закончилось, в школе начались какие то реорганизации и к вождению я так и не приступила. Чему на тот момент сильно и не расстроилась.
И вот уже в августе 2019 года я всё взвесив (и уже купив загородный дом, есть куда ездить), подаю документы в автошколу. Обучение теории выбираю дистанционное, так как совмещаю с работой. Инструктора предлагает мне директор. Но я начитавшись отзывов ("доверяй, но проверяй" в дальнейшем мне еще аукнется)) - от него отказываюсь и выбираю того, у кого самый большой стаж вождения.
На тот момент, я еще не понимаю, почему директор переспросил меня трижды - а точно ли я уверена?)) Инструктор строгий, требовательный....
"Мне такой и нужен" - говорю я и отчаливаю в туман. Ой дура.
Инструктору за 50 лет, ооочень своеобразная манера преподавания).
Из плюсов - пунктуальность (но и этот плюс в дальнейшем станет жирным минусом). С вырыванием руля из рук, резким нажатием педалей в пол со словами "Пару раз разобьешь нос об руль - будешь внимательнее". Первые 5 занятий уточнял а сколько же я лет замужем, а то руль влево ведёт. Тянет наверное налево? (Предложение своих услуг?). После 5ого занятия - озвучил "помощь" при сдаче, которая равнялась ровно всей сумме обучения, вместе с теорией. Ну если вдруг...Из любимых занятий: прокурить салон и обо*рать всех прохожих девушек (у той нос огромный, эта горбатая, зачем та каблуки нацепила и т.д.). При своей неотразимой улыбке с золотыми зубами, пузиком - арбузиком, очёчках и весьма посредственной внешности в целом). А эти паузы, перерывы... о Боги. Первые занятий десять - они длились минут по 10, после половины откатанной программы - перекуры занимали ровно одно занятие из двух. В которое велся душещипательный монолог о политике, о бабах- сволочах и всё в том же духе. Из положительного: пока не делал всего того, что выше - всё же обучал, методом проб и ошибок. Если обучающий в 2009 году инструктор сначала рассказывал 1 раз как правильно делать и ты впитав/поняв делал, то в 2019 году - ты делал, получал леща, и в форме жесткого выговора - дальнейшее разъяснение.
Я начинаю терять веру в себя и в то, что вождение вообще возможно освоить. Так как похвалы не было от слова совсем. Выполняя задания верно - я слушала только тишину. Из за чего внутренние метания только множились и тем нервировали. А уточнив, хорошо ли всё - всегда получала ответ - "выполнила, НО можно было бы лучше", как бы идеально выполнено не было. В дальнейшем появились сопутствующие делишки) Проезжая мимо рынка, у инструктора просыпался гастрономический аппетит и вот прямо сейчас нужно сбегать в лавку. За салфетками заехать. Продуктов купить. Время при этом тратилось моё, ученическое. Затем забытые документы и вот вы начинаете движение на 20 минут позже. А при озвучивании, что это непорядок - ну ладно, чего ты, всё успеем. Не успевали. Под конец занятий было, как правило, задание - гнать, чтобы ни на минуту не задержаться лишнюю. В итоге мне ребром встала кинутая мной ни раз фраза, что буду кататься до тех пор, пока не буду всё делать идеально, даже если это будут дополнительные занятия)) Мой гуру мне реально это обеспечивал. На нервах, на пределе. Как мог)
Затем мне снова "фортануло". Инструктор что то не поделив с руководством, уходит из автошколы. Автошкола меняет владельца, проходит реорганизация. Мне назначают другого обучающего.
Собственно по сравнению с новым инструктором, который вообще не обращал внимания как я еду, сидел в телефоне и просто откатывал время - мой прежний мне показался Богом. Особенно после того, как я прождала начала следующего занятия 20 минут, после чего мне позвонил новый назначенный и спросил - а где мы вообще договорились? Это было фиаско. Так я снова перекочевала к Демону, который продолжил свою тираду. Разочарование достигло апогея. В себе, в других, в надежде получить права. Небольшое отступление к теории.
Разница в обучении в более молодом возрасте состояла в том, что сейчас подход к теории был уже как к задачам, которые необходимо решить. Вот ДАНО, вот УСЛОВИЯ, думай. Применяя правила. А не зубрёжку. Это стало действительно интересным. Стало занимательно разбираться и ПОНИМАТЬ. Чего не было раньше. А сколько таких сдают? С ветром в голове. И сколько их таких едет Вам навстречу...зубрёжников.
Откатав всю программу и выходя на экзамены я решаюсь сменить инструктора, дабы избавить себя от нервотрепки, которой он меня дико одаривал, внушая к тому же мою никчемность. Я подошла к моменту экзаменов в полном отчаянии и разочаровании в себе. Я же всё понимаю, всё делаю. Как так? Итог: первая же поездка с инструктором (от которого я, на минуточку, отказалась изначально, когда предлагал директор, начитавшись отзывов в интернете. Которые в действительности не имели под собой почвы) оглашает вердикт.
Все манёвры выполнены точно и правильно. "Молодец, что проговаривала правила ПДД, перед выполнением заданий, так я понимал, что ты шаришь". Площадка идеально. Выходим на экзамен.
Суть всей этой длинной повести в том, что не стоит никогда вешать нос. Подходить к вопросу получения прав нужно тогда, когда Вы морально повзрослели и оцениваете все риски. Что все сложности на пути - лишь "вкуснее" делают победу. Что слова других людей - не всегда истина и не нужно принимать их за чистую монету. Чтобы не вставало на Вашем пути - не нужно опускать руки. Нужно биться и пытаться вновь. Дорогу осилит идущий. Что ПДД нужно ПОНИМАТЬ, билеты РЕШАТЬ, а не заучивать. И что заучивая/не вникая/покупая права - Вы делаете хуже не только себе, но и можете стать причиной катастрофы с участием других. И что тот же инструктор может быть как Богом, так и Чёртом. И даже плохой может Вас научить хорошему, но не подходящими Вам методами. И что даже хороший, может быть (в сети, в отзывах) - плохим. Но это не будет иметь ничего общего с действительностью. И именно он даст Вам зеленый свет.