Найти в Дзене
Йога на кухне

Жизнь в советской деревне (часть 1)

Добрый день!

До 12 лет я жила в деревне, это была центральная усадьба богатого совхоза. В совхозе было все, что нужно для нормальной жизни: магазины, больница, клуб, поликлиника со своим стоматологом, средняя школа с интернатом, где жили дети с удаленных деревень, детский сад, пекарня, молокозавод, завод, где делали картофельный крахмал, много скотоводческих ферм.

После войны время было очень тяжелое, у деревенских жителей не было паспортов, деревенские жители практически не могли уехать из деревни. Молодые ребята, после армии, в деревню не возвращались, из нашей деревни вся молодежь после службы в рядах Советской Армии уезжала в КОМИ АССР, устраивалась там на шахтах, в деревню приезжали только в отпуск, с большими по тем временам деньгами.

Это были самые завидные женихи, в те времена правило было такое, что при выходе замуж за человека, уже не работающего в деревне, девушки получали паспорт и уезжали. Я не знаю, любила ли моя мама моего отца, но замуж она за него вышла и уехала с ним на шахту. В Заполярье родился мой брат, но климат ему не подошел, постоянно болел, сначала его одного привезли к бабушке в деревню, потом приехали родители.

Папе на месте не сиделось, дальше он рванул в Горький, мама за ним, там родилась я. «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» сказал отец и завербовался на Дальний Восток. Целый месяц в теплушке, наша семья добиралась с ребенком – грудничком к месту нового нашего проживания. Мама быстро освоилась на новом месте, устроилась на работу, отец ничего найти не смог, кроме как работать пастухом. На этом фоне он начал пить, через четыре года мама сбежала от него в деревню, отец за ней, так мы обосновались в деревне.

Отец рукастый был, построил дом, баню, посадил сад, дом был самый новый в деревне, стоял он на краю деревни, после нас начиналось болотистая местность, что там только не строилось – все разваливалось, наш дом до сих пор стоит.

Корову мы не держали, было много кур, коза, поросенок, огромный огород. Мы, дети, гуляли по всей деревне, детских площадок не было, поэтому вся деревня - это детская площадка, особенно летом, зимой учеба. Мы ходили на ферму, заходили в телятник, обязательно в пекарню за хлебом. Там торчали долго, никто не гнал, смотрели как делают хлеб, как месят, выпекают, дожидались выпеченного ржаного хлеба (белый не выпекали, только черный), получив буханку горячего хлеба, съедали только корку. Мякиш не ели, собакам отдавали.

Классы у нас были небольшие, мой брат, рожденный в конце сентября, перегуливал целый год. Он неделю проучился в первом классе, а потом ему сказали год погулять, так как на следующий год первоклашек не набиралось, могли сократить учителя. У нас и так их было два, на три класса, я пошла учиться в первый класс, нас было десять человек, сзади, на галерке, с нами учились третьеклассники. Нам объясняют новый материал, третьеклашки сами занимаются, и наоборот. Второй класс учился отдельно, перейдя в третий класс, мы снова стали заниматься с первым классом. С того времени я не воспринимаю информацию на слух, только чтение, только зрительная память. Учитывая, что всю жизнь я сдаю экзамены по своей работе, читать приходится дома, на кухне, вслух.

Мои родители работали в магазине. Я очень любила приходить в магазин, там продавалось все: от мебели, до скобяных товаров. Сельский магазин – это клуб жителей деревни, место сбора сельских кумушек и сплетен. Если женщина пришла в магазин, быстро не уходила никогда: она смотрела и щупала абсолютно все, что было в магазине, параллельно рассказывая все деревенские новости. Мама работала на промтоварах, железо было вотчиной отца. Мама с отцом боялась работать, он торговал в пользу покупателей, в преддверии ревизии мама ночевала в магазине, все проверяла, пересчитывала, была всегда злая. В очередной раз, она не выдержала торговли отца, уволилась, стала работать завхозом в больнице, отец в магазине остался работать один.

Дефицит родители не покупали, все дорого было, зарплаты в магазине небольшие, отец мне в подарок купил конструктор импортный за шесть рублей, на следующий день мама обратно унесла, дорого. И так во всем, продукты в магазине были самые простейшие, я колбасу первый раз попробовала у подружки на дне рождения, мне так понравилось, нам всем понравилась колбаса, мы ее смели в мгновение ока. Я просить не очень люблю, тут набралась смелости, подошла к маме подружки, попросить еще, хозяйка руками развела, сказала, что больше нет.

Фруктов, колбасы, белого хлеба в магазине не было. Осень – вся школа на картошке, старшеклассники в колхозе, мы на школьном поле. Столовой у нас в школе не было, наверно эта картошка учителям шла. В школе были всегда заготовки, веники, березовые почки, попробуй не сдай – родителей тут же в школу вызывают, мало не покажется. Пройти по деревне и не поздороваться – катастрофа вселенского масштаба, обязательно в магазин придут и родителям нажалуются, у мамы рука тяжелая, после переезда в город, я долго здоровалась со всеми, мама научила.

Продолжение

Давайте возьмем счастье за правило!