Этим циклом статей, я хочу рассказать о студиях которые стояли за великими исполнителями. Именно от них зависело будет группа издана или нет. Бывало так, что одна студия браковала вокалистов, а они выстреливали в другой. Эти статьи, чтобы напомнить, кто нам открыл лучшие группы и вокалистов.
И первая моя статья будет посвящена Atlantic Records. Почему именно ей? Наверное случайно. Но, во первых она из самых старейших в Америке, а во вторых у них большое количество звезд.
Создана она была людьми пусть не столь далекими от музыки, но и сказать, что они вращались в музыкальной среде, покривить судьбой.
Братья Несухи и Ахмет Эртегюн, дети первого посла турции в США. После смерти отца, братья проводили мать и сестру в Турцию, а сами остались в Америке. Оба были огромными поклонниками джаза и ритм-энд-блюза и собрали огромную коллекцию пластинок.
Ахмет остался из-за постдипломного музыкального образование в Джорджтаунском университете. Он вращался в музыкальной тусовке и пытался реализовать свой потенциал. В какой-то момент, он уговорил семейного дантиста вложить в его студию 10 000 долларов и нанял его практиканта Херба Абрамсона у которого уже был опыт работы в другой студии звукозаписи Jubilee основанная на пару с другом. После того как Абрамсон вдохновился идеями Ахмета Эртегюна, он продал свою долю в Jubilee и вырученные деньги 2500 долларов вложил в Atlantic Records. Первые записи лейбл выпустил в 1947 году и специализировались они в основном на джазе. Хотя в то время выпускали и музыку в стиле кантри и даже детские пластинки. А первый хит лейбла вышел в 1949 году и достиг второго места хит-парада Billboard. Это была песня Стика Макги "Drinking Wine, Spo-Dee-O-Dee, Drinking Wine".
Сингл разошелся более 400 тысяч экземпляров и после него хиты посыпались как из рога изобилия и благосостояние студии с каждым днем улучшалось. Надо сказать Atlantic Records на тот момент была одна из немногих студий которая платила роялти музыкантам с каждой проданной копией, крупные же компании тех лет, предпочитали платить гонорар музыкантам один раз при записи синглов.
В том же 1949 году Эртегюн и Абрамсон в одном из Вашингтонских клубов услышали Рут Браун и пригласили ее на запись в Нью-Йорк. Но по дороге в Big Apple, так американцы называют свой самый большой город, Рут попала в аварию и студия Atlantic Records в течение 9 месяцев помогала ей встать на ноги. Свой контракт с лейблом Рут подписала лежа в больничной койке. А потом Рут Браун записала в студии свой первый альбом "So Long" который тут же взлетел на первые места в чартах.
Браун сначала с теплотой вспоминала лейбл, который помог ей в трудную минуту, а затем и достичь музыкальных высот. В те годы она записала с Atlantic Records более 80 хитов и была одна из самых популярных певиц 50-х годов, которую называли "Королева R&B". Но и для студии Рут была огромной находкой, которая просто озолотила Atlantic Records, так, что за глаза лейбл стали называть "Дом который построила Рут". Тем не менее в 1961 году Браун покинула лейбл и ее карьера тут же пошла на спад, да так что Рут приходилось работать и водителем автобуса и даже уборщицей. А в 1980 году Рут подала на лейбл в суд, якобы за невыплаченные гонорары. Помирились быстро, Браун создала свой фонд в поддержку музыкантов "Фонд ритм-энд-блюза", а Эртегюн пожертвовал в фонд 1,5 миллиона долларов.
А затем Atlantic Records нашел золотую жилу в лице звукорежиссера и продюсера Тома Дауда. Именно Дауду приписывают изобретение стерео записи на пластинки. Он придумал многоканальную запись, чем произвел революцию в звукозаписи. И именно Atlantic Records первым выпустил пластинку записанной с 8-дорожечного рекордера. Так, что оцените первый стереозвук на пластинке в песне "Splish, Splash" Бобби Дарина
В 1953 году Херба Абрамсона призвали в армию. Эртегюн понимая, что не справляется нанял журналиста Billboard Джерри Векслера которому приписывают изобретение термина "ритм-энд-блюза" вместо применяемого до этого названия данного течения музыки "расовая музыка". Именно это трио в лицах Эртегюна, Векслера и звукорежиссера Дауда в конце 50-х создало более тридцати хитов которые были на первых местах в чартах. Заслуга Векслера, то, что он вышел за узких рамки джаза который продвигал лейбл. Студия стла записывать разностороннюю музыку. В эти годы, у Atlantic Records появились Рэй Чарльз, Джо Тернер и Арета Франклин и боссы лейбла стали обращать внимание не только на чарт R&B, но и на основной поп-чарт. И одна и та же песня могла по разному восприниматься разными поклонниками. Надо понимать, в 50-е годы расслоение общества по расовому принципу было колоссальным. Поэтому Atlantic Records опять выступили в роли пионеров и стали одни и те же хиты писать для черных и белых музыкантов. Как например получилось с песней "Tweedle Dee" которую исполнила афроамериканка Лаверн Бейкер и песня в чарте R&B достигла 4-го места. И та же песня исполненная в это же время но уже белой Джорджией Гиббс достигла 2-го места в поп-чарте.
В 1955 году брату Ахмета Эртегюна, Несухи было предложено место в конкурирующей звукозаписывающей компании. Когда об этом узнал Ахмет, он предложил брату войти в состав Atlantic Records и возглавить направление джаза. Несухи согласился и кроме курирования джаз исполнителей занялся производством и упаковкой грампластинок.
В том же году вернулся из армии и Абрамсон, но как говорится свято место пусто не бывает и оно уже занято Векслером. Естественно они не поладили и Абрамсону заплатили отступные и он покинул компанию. Но его жена осталась. Правда уже бывшая. Именно она в пятидесятые начала процесс по поглощению мелких студий америки и соглашений со с студиями за океаном, договариваясь о релизах своих певцов в Европе. Именно в поглощенной студии Atco открыли сверхпопулярного в конце пятидесятых такую звезду как Бобби Дарина.
Был поглащен лейбл Spark , где на тот момент работала знаменитая связка композиторов Джерри Лейбер и Майк Столлер. Именно эта пара впервые написала хит номер один для поп-чарта.
Но сотрудничество продолжилось не долго. Возникли финансовые разногласия и Лейбер и Столлер ушли с Atlantic Records при этом умудрившись поссорить Векслера который стоял на их стороне и основателя лейбла Эртегюна. Все могло закончится весьма плачевно еще и потому что в те же годы покинули студию еще и Бобби Дарин и Рэй Чарльз. Они поскитавшись по другим лейблам в конце концов вернулись, но начала 60-х для Atlantic Records было уже не столь радужные как сытые 50-е. Но спас лейбл сотрудничество с маленькой студией Stax с которой договорились, что Stax будет творить как независимая студия, а релизами и производством будет заниматься более мощная Atlantic Records. И этот тандем в 60-е годы выпустил огромное количество хитов, причем впервые на первое место в 1962 году попала чисто инструментальная композиция "Green Onions", что до этого в истории американских чартов не было никогда.
А еще именно Stax выпустил именно такие хиты как "Knock on Wood" Эдди Флойда, "Hold On, i'M Coming' "Сэма и Дэйва и" Mustang Sally " Уилсона Пикетта.
У Atlantic Records опять все наладилось, звезды уходили с других лейблов и подписывали контракты с Эртюганом и Векслером. Среди таких оказались и великая и Арета Франклин и Соломон Берк который умудрился объединить соул и R&B .
А затем началась эра рок-музыки. Atlantic Records подписал соглашение с английской компанией Polydor и вот уже уже в 1967 году в Нью-Йорк прибывает группа Cream, чтобы записать свой второй альбом "Disraeli Gears", который имел колоссальный успех по обе стороны океана.
И группы из британии, чтобы продвигать свою музыку поехали в Соединенные Штаты. Вслед за Cream, лейбл выпускает диски Bad Company , Led Zeppelin и Yes .
Но в то же время конец 60-х был периодом разорения многих музыкальных лейблов. Обеспокоенный этим Векслер заручившись поддержкой Несухи Эртегюна, уговорили Ахмета продать компанию Warner Bros. После продажи влияние Векслера стало резко уменьшилась в компании, хотя поначалу Warner Bros. не вмешивался в политику лейбла. Векслер покинул компанию и перебрался во Флориду. Руководство на себя принял полностью Ахмет Эртегюн. Ему в 1969 году пришлось выдержать битву с Warner Communications которая решила все свои музыкальные лейблы объединить в одну компанию Warner Music Group после которой Atlantic Records сохранил свою автономность. Векслер до своего ухода, привел в компанию Джерри л. Гринберга, который в последствии полностью заменил ушедшего босса и за семь лет сделал карьеру на лейбле от помощника до президента Atlantic Records. Именно с ним связаны успешные годы 70-х, когда были подписаны многие рок-группы из британии. Гринберг буквально жил в самолете мотаясь в Британию и подписывая все новые и новые группы. И то, что мы сейчас знаем Led Zeppelin мы обязаны именно Atlantic Records. Именно там группа творила с 1968 года по 1973 год,
А еще были АС/DC, Genesis и Foreigner "Emerson, Lake & Palmer" и многие другие. Надо сказать когда группа Foreigner предлагала свои записи студиям, от них отмахнулись все крупные лейблы и только Atlantic Records подписал с ними контракт и не прогадал. Группа была одной из самых успешных на лейбле и умудрилась продать более 80 миллионов копий записей.
А еще надо вспомнить конец 70-х и 80-е когда с лейблом творили ABBA, INXS, Phil Collins, Twisted Sister и другие коллективы.
В 1978 году Atlantic Records понес невосполнимую утрату своего наследия. Сгорел из склад где хранилось огромное количество записей, в том числе еще не изданных, а также архивных первых записей которые были записаны в стереозвуке. Этот факт не особо афишируется, но он был и утрата невосполнима.
В 2006 году не стала Ахмета Эртегюна. В 2017 году он был введен в Зал славы "Ритм-энд-Блюза" в знак признания его работы в музыкальном бизнесе. Atlantic Records продолжает свою деятельность и среди его нынешних подписавших с ними контракт не мало известных музыкантов, играющие во всех стилях ныне существующих такие как Skillet, Skrillex, David Guetta, Coldplay.
Кстати в песни Titanium Дэвида Гуэтта звучит голос Sia, еще одной звездочки лейбла. А Skillet и Coldplay мы до сих пор называем инди-группами, хотя на данный момент они таковыми не являются и делаю записи в Atlantic Records.
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, где, я рассказываю о тех, про которых мы когда-то слышали, но тем не менее они остались на заднем плане.
Другие статьи моего канала можно прочитать здесь:
Песня "Live And Let Die"-Guns N' Roses? Нет, Paul McCartney. Lady Marmalade - Кристина Агилера, Лил Ким, Миа и Пинк?История песни.
Bang Bang (My Baby Shot Me Down) - кавер Нэнси Синатра.
Dance Революция. Под какие песни выступают танцоры. Выпуск 6-й.
Moby альбом "18" и кто на заднем плане.
Pink Floyd "P.U.L.S.E." и Сэм Браун
Шоу "Голос. Дети." 7 сезон.И кто на заднем плане. Часть 4.