Книга «Мальчик и дом», придуманная и мастерски нарисованная Maja Kastelic, никого не оставит равнодушным. Это книга бессловесная: ее сюжет раскрывается только с помощью иллюстраций, живых, атмосферных и очень трогательных. Я с особым трепетом отношусь к художникам, которые в качестве инструмента выбрали не цифровые, а традиционные графические материалы. Ведь бумага, краски, карандаши делают иллюстрацию тактильной.
Даже не верится, что «Мальчик и дом» – дебют Maja Kastelic, которая работает реставратором фресок. На создание этой книги ушло около двух лет. За это время содержание несколько раз менялось, обрастая новыми деталями. В итоге получилась история про мальчика, который, идя рано утром в школу, видит кота в открытой двери дома. Следуя за котом, мальчик проходит через лабиринт комнат и лестниц, попутно собирая разбросанные рисунки, и попадает на чердак. Там он обнаруживает девочку – автора картинок. Из них они делают бумажные самолетики, которые вместе запускают в окно. Эта история о смелости перед неизвестностью, любопытстве и поиске пути к другу.
Одной из наиболее важных составляющих повествования и атмосферы были светотень, создающая напряжение, и округлые пространства комнат. Собирая материалы для книги, Майя делала наброски старых домов и интерьеров, просматривала исторические фотографии города. Ее впечатляли грандиозность, элегантность и темная загадочность этих домов.
По словам Майи, работа над тональными эскизами сложностей не вызывала, но она понятия не имела, как будут выглядеть финальные иллюстрации, поэтому решила провести ряд технических экспериментов, используя карандаши, чернила, гуашь, акрил, акварель и их сочетания. Но результат ее не удовлетворил. И это был переломный момент, который показал, что нужно действовать не рационально, а прислушаться к себе и понять, что близко именно тебе. Поскольку Майя долгое время работала реставратором, ей приходилось иметь дело с разными химикатами, пигментами и их смесями. Она решила использовать такой подход и к иллюстрациям. Майя создала собственный акварельный замес из умбры, Ван Дайка коричневого и черной слоновой кости для тоновой проработки. А также нашла подходящую акварельную бумагу, которая была способна выдержать много подходов и слоев.
Создание иллюстраций напоминало проявление фотографий. Сначала закладывался тон по очень влажной бумаге. А затем поэтапно затемнялись нужные фрагменты, создавая контрастность. Добавление глубины и формирование объектов было очень скульптурным, в то время как линейная работа, узоры и надписи были похожи на деликатную вышивку. После тоновой проработки вводился цвет: железоокисная светло-красная, умбра жженая и сиена натуральная.
Создание книги – сложная задача. Это результат не только знаний и умений, но и способности прислушиваться к самому себе, преодолевая сомнения и возникающие на пути трудности.