На просторах сети есть рассказы о собеседованиях в Яндекс, но все они о подборе специалистов из IT. Не серчайте, но генетический и двоичный код для меня плюс минус одно и тоже, поэтому те мнения о собеседованиях мне говорили только об одном: на изи не проскочишь. Я же летом проходила отбор на стажировку в коммерческий отдел московского офиса Яндекс.Трамплин и хочу поделиться впечатлениями.
Причины, почему сейчас я решила рассказать об отборе, две:
Во-первых, я с той же стороны баррикад, что и вы, ребятки, и за всё время находила мало действительно полезных советов для успешного прохождения собеседования на стажировку. "Готовьтесь, не нервничайте и почитайте про компанию" — вот это информация, вот так спасибо. Поэтому шишки бью сама.
Во-вторых, везде Яндекс как работодатель рассматривается в качестве технологической компании. Оно и понятно, но тем интереснее мой опыт.
Так вот. В мае я начала искать варианты, где можно попрактиковаться с лета и наткнулась на Яндекс.Трамплин. В лендинге, посвящённом стажировке, всё выглядело довольно аппетитно: оплачиваемая, интересные (мне) задачи, гибкий график, вовлечение в реальный проект. По правде, такой формат для Яндекса был новым, поэтому информации насколько анонсированное совпадёт с реальным не было. Нашла только два интервью с головами из Яндекса (поимённо уже не вспомню), которые это задумали и увлечённо рассказывали что это должно быть.
Первый этап заочный: тестовое задание. Было вопросов пять, обязательно надо было ответить на три. Сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что это был просто тест на вменяемость. Содержание, конечно, имело значение, но от потенциальных стажёров по-видимому не требовалось архизнаний. Считаю я так, потому что выполняла в метро минут за 20 и хоть и подбирала слова, но относилась к отбору скорее как "попробую закинуть удочку". Просто из спортивного интереса: получится — здорово, нет значит нет. Плюс ко всему, я была на тот момент студентиком очного отделения московского вуза с двумя месяцами стажировки в рекламном агентстве. Но к этому мы ещё вернёмся. Чудом у меня сохранился черновик записей, которые я туда отправляла. Покажу вам отрывок, чтобы вы понимали уровень :) Ничего не меняла
Вопросы были примерно про Яндекс.Директ и ещё что-то было, но я, увы, не помню...
«Ватрушки» - понятие многозначное, в т.ч. еда, лучше уточнить, что имеется в виду тюбинг. Судя по данным Яндекс.Директ по контексту чаще всего ищут «ватрушка купить» (2085 показов в месяц), «ватрушка катание» (1761 показов в месяц), «тюбинг купить» (1391 показов в месяц). Поскольку слово тюбинг вспомнит не каждый при поиске данного товара, лучше сформулировать объявление так: «ватрушки для катания купить»
Как видите, ничего сверхъестественного. Также просили сравнить Директ и AdWords:
Обе системы работают с контекстной рекламой. При том, что интерфейс их разнится, они решают одни рекламные задачи. По идее, по России охват аудитории у Яндекс шире, поскольку больше в данном регионе пользуются данной поисковой системой. Но вместе с тем, с точки зрения бизнеса, целесообразнее тестировать объявления на обеих платформах.
После мне позвонили где-то через неделю и пригласили на следующий этап — ассесмент. Вообще сразу скажу, что ждать обратной связи на каждом этапе приходилось до 7 до 14 дней, это нервозно, но даже когда обращаешься с запросом "можно ли результат?" отвечают "ждите".
На сайте этап анонсирован как: "В июне тех, кто отлично справится с тестовым заданием, мы пригласим в офис Яндекса на общий сбор. Будут бизнес-игры, диспуты и другие испытания." Де факто было одно ситуационное задание, решаемое в группах, нас было шесть человек. Я не имела никаких представлений и ожиданий, что это будет.
Задача заключалась в том, что дали нам, группе, бюджет, каждому раздали по карточке проекта, час времени (вроде столько) на обсуждение и выбор, потому что средств хватало на три из шести. Перед нами стояла задача рассказать о проекте, убедить, что его надо реализовать (а может наоборот сказать, что не надо брать), и в конце командой выбрать и презентовать решение рекрутёрам. Их было два, они объяснили задачу и после сидели в стороне, не вмешивались и слушали наше обсуждение. Наверное оценивали наши софт скилы.
На мой взгляд, всё не сложно. Но всё пошло совсем не так, как стоило бы. Первых три участника рассказывали о своих проектах минут по 15, перед обсуждением мы почитали о своём минут 10. Короче говоря, оставшиеся три проекта, включая мой, мы должны были обсудить минут за 10, так ещё при условии, что должны успеть выбрать. Катастрофически не успевали. Второпях нарисовали таблицу аля название, бюджет, суть (и то не дорисовали). Наша дискуссия была в самом разгаре, когда нас прервали и велели озвучить результаты. Мы успели только решить, что мой точно подходит (и не то, чтобы я продавливала, он объективно нам казался достойным воплощения) и выбрали ещё один. Третьего проекта выбрано не было, а бюджет оставался. Все растерялись и один участник сказал: "Пускай А. (то есть я) расскажет" Лидерство, ораторское искусство и харизма — это список качеств, который мне никогда не был присущ. Но в такой экстремальной ситуации я постаралась выложиться на все сто и говорила настолько уверенно, насколько могла. Рассказала о первых двух и выбрала третий с подкрепляемой мотивацией во время своей речи. Я в ходе выбора старалась вспомнить, какие из оставшихся проектов привлекали или не привлекали ребят, но по сути я домысливала.
После рекрутёры спросили каждого, согласны ли они с решением, которое я презентовала, и, к счастью, ребята меня поддержали (спасибо, вы такие хорошие!). Кроме одного, он сказал, что был не согласен с нашими мыслями с самого начала, но не вмешивался, чтобы не смущать большинство. После он мне признался, что сделал так специально, чтобы посмотреть что будет. Он видимо шёл ещё более по фану, чем я. Друзья мои, сразу вам скажу, что это пораженческая стратегия на ассессментах, оффер к вам после таких слов не придёт.
Когда после ассессмента мы направлялись в метро и знакомились друг с другом, я поняла что мой уровень подготовки сильно уступает. Напомню, я переходила на третий курс и два месяца стажировалась в агентстве. Все те, с кем я проходила ассессмент были выпускниками Вышки да МГУ и имели чуть ли не год других стажировок в именитых брендах.
В общем я сделала вывод, что едва ли я прошла. Но через дней 10 мне позвонили и пригласили на собеседование, когда я уже не рассчитывала.
Собеседование было в формате рекрутёр, несколько сотрудников из разных отделов Яндекса и один кандидат. По крайней мере так задумывалось. В моём случае представители отделов то приходили, то куда-то уходили. Суммарно их было четыре. Из-за того, что они отлучались, мне приходилось по нескольку раз говорить ответы на те вопросы, которые звучали ранее, ибо они ответы на них пропускали. И надо сказать, когда они были в кабинете, они занимались своими делами в ноутбуках и слушали в пол уха. Один сотрудник, как мне объяснили, не смог в этот день присутствовать лично, поэтому говорил со мной через скайп. Я, конечно, понимаю, что в 95% случаев решение брать или не брать кандидата принимается ещё во время собеседования, но такая яркая демонстрация незаинтересованности всё же совсем неуважение к кандидатам, как по мне. Пригласили, так можно выслушать 10 минут. По содержанию вопросов, я не увидела никаких подводных камней (и может зря): где учусь, что изучаю, о предыдущем опыте на стажировке. Никаких каверзных. В целом у меня не сложилось негативного отношения к прошедшему интервью, за исключением сказанного выше момента. Интонации были доброжелательные и объяснения своих проектов вполне понятные.
Через две недели мне пришёл ответ по почте, что мне не готовы предложить место. В общем не прошла. Я могла неточно сформулировать свои ожидания от работы, могла нечётко объяснить свой предшествующий опыт. А может они просто увидели, что у меня мало опыта, и есть более стреляные птенцы в кандидатурах. Обратной связи по причинам я так и не получила и ответ на вопрос "почему не прошла?" вряд ли когда-нибудь узнаю.
Резюмируя, опыт полезный. Да, направляясь на отбор в крупную компанию, надо быть готовым слететь на каждом этапе и ждать финального оффера 2 месяца. Да, жесткая конкуренция. Но вменяемые компании не ожидают от стажёров сверхзнаний и не дают на отборах невыполнимого. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. И, кстати, платить обещали 20 тысяч рублей в месяц (до или после вычета НДФЛ, не помню). Столько в среднем стажёрам в Москве и платят.