Добрый день всем! В любом обществе найдется немало критиков, возмущающихся привычкой делать селфи и выкладывать фотки в соцсети. «Что за нездоровое самолюбование!»-восклицают они. И тут же идет отсылка к прошлому, когда людей ценили за внутренние качества, а не за позирование перед камерой. «Тогда не постили фотки, чтоб «выпендриться» и продемонстрировать достаток и успех». Но так ли это?
Действительно, фотки не постили. Просто потому, что не было смартфонов и соцсетей. Но стремление оставить свое изображение потомкам было всегда. И выражалось оно в портретной живописи.
До XVII в на Руси существовала только живопись религиозного содержания. Собственно портрет, «парсуна» появился после реформ Петра I и основная цель этого жанра-подчеркнуть социальный статус изображенного лица.
Портретное сходство имело значение, но не столь значимое, как атрибуты власти, богатства и заслуг конкретного лица. В таком изображении было предопределено все: размер картины, поза и жест, цветовая гамма, стиль одежды.
Это своего рода закодированное послание, позволяющее «прочесть», насколько высоким статусом обладает человек. Напротив, обладатель низкого социального статуса заказать «парсуну» не мог даже при наличии денег.
Если художник отступал от строгих канонов, это всегда имело некий особый смысл.
Рокотов Ф.С., один из немногих, кто позволял себе уйти от канонов парадного портрета. Знаменитый портрет княгини Александры Струйской как раз лишен помпезности. Автор пытался показать ускользающую красоту юности, даже некую загадочную духовность, светящуюся в глазах. Этакий бриллиант без дорогой оправы.
Но именно это, очевидно, не понравилось заказчице. Во всяком случае, в парадной зале она распорядилась повесить другой портрет, выполненный по всем правилам парадного. Так что красавицы прошлых веков ничуть не отличались от нынешних в следовании социальным стереотипам. Разве что техники были иные.
Вот еще один портрет, это Изабелла Потоцкая, представительница двух знатных и очень богатых родов Потоцких и Сапега. Портрет находится в художественной галерее г. Смоленска и привлекает внимание всех без исключения. «Что с ним не так?»-задают вопрос люди. Вроде бы портрет очень красивой юной девушки, как выяснилось из богатой семьи. Что не так?
А не так в нем полное несоответствие социальному статусу. Девушка с распущенными волосами, что нехарактерно для эпохи и для представительницы знати. Она бледна, руки даже чуть зеленоваты и отечны. Без украшений, приличествующих ее статусу.
Светская красавица изображена в простом, немодном, черном платье. «В таких разве что хоронят!»-сказал кто-то из моих подростков и не ошибся. Это-портрет «с того света». Он написан после того, как 19-летняя «польская Рапунцель» скончалась от сердечной болезни.
Художник подчеркнул, что условности светского общества для нее уже ничто. При этом он оставляет низкий уровень горизонта, как принято на парадном портрете. (Чтобы так смотреть на человека в реальности, нам надо лечь на землю у ее ног. При таком приеме получается, что фигура с картины «возвышается» над зрителем).
Так что не судите строго современных любительниц фоточек «себя- любимой». Так было всегда. Просто зашифрованный код послания поменялся. А вы любите делать фото? Напишите в комментариях. Если материал понравился, не забудьте про лайк и подписывайтесь на канал, будем дружить.