На Сахалине обсуждают с общественностью строительство моста, объясняют, как будут минимизировать ущерб окружающей среды от прокладки путей по природным заказникам. Казалось бы, лед тронулся, и стройка еще прошлого века будет завершена.
Все сахалинцы в курсе, что в конце 40-х-начале 50-х годов реализовывался проект по прокладке тоннеля под проливом Невельского. Он должен был связать материк с островом. По территории Хабаровского края от Комсомольска-на-Амуре тянули железнодорожную ветку. На Сахалине проложили дорогу к мысу Погиби.
В этом году удалось побывать на Погиби, никаких видимых следов от той стройки и не видно уже. Противоположный берег — мыс Лазарева — вот он, в шаговой доступности.
Все знают, что Сахалинская область — единственная островная в России. Люди попадают на материк только самолетами (99 процентов), а грузы — по паромной переправе Ванино-Холмск. И все они очень зависят от капризов погоды. Бывает, неделями паромы не могут подойти к сахалинским берегам, по нескольку дней закрыта воздушная гавань. Железная дорога все-таки практически всепогодная. Выходит, в коммунистические времена понимали, что Сахалину нужна постоянная транспортная коммуникация. А в нынешнее время высоких технологий и т. п., и т. д. - все раздумывают, все подсчитывают. И, кстати, никакой конкретики до сих пор нет. Когда люди задают вопросы о начале реализации проекта по строительству моста — уполномоченные представители только разводят руками — не знаем. Из конкретики только — это будет мост, и пока только железнодорожный, длиной чуть более 7 километров. Плюс по территории области построят жд колею от станции Ныш до Погиби.
Кстати, Крымский мост намного длиннее, но решение о его строительстве было принять почти мгновенно. Понятно, там большая политика. Но ведь и Сахалин не абы что — нефтяная и газовая провинция страны. И богат не только углеводородами.
При обсуждении в Охе был затронут вопрос строительства железнодорожной ветки к северной столице Сахалина. Ответа, разумеется не получили. Но это тема следующей заметки.