Найти тему
СССР-75737

Ил-96. Прошлое, настоящие , будущее. 1 часть.

Проект Ил-96 возник как попытка получить самолет с большей дальностью чем у Ил-86. А летавший на дальние расстояния Ил-62М уже не устраивал своей пассажировместимостью.

Уже в 70-х года велись работы по созданию дальнемагистральной версии Ил-86, и ожидаемо её по-началу называли "Ил-86Д". Планировалась установка нового "кузнецовского" двигателя увеличенной мощности , но КБ Кузнецова с задачей не справилось т.к. было загружено работами по НК-25 и НК-32 для бомбардировщиков Туполева. Тогда обратились к пермскому Д-90А ( в 1987 году переименован в ПС-90А). Но использование этого двигателя требовало серьезного снижения веса, поэтому пришлось уменьшить длину фюзеляжа и площадь крыла.

Первый Ил-96-300 собрали в КБ на Ходынке и 28 сентября 1988 года самолет взлетел с полосы Центрального аэродрома имени Фрунзе. Представляю насколько это было эпичное зрелище, когда такая махина взлетает прямо в центре города! ( есть фильм "Прощание с Ходынкой" где есть такие кадры).

Итак, коротко о судьбах построенных бортов.

Первый прототип вскоре начали переделывать в вариант Ил-96М, с двигателями PW-2037 (почти такие же ставили на Боинг 757), авионикой Коллинз, увеличенным по длине фюзеляжем и уменьшенным килем. Прототип сделали, но сотрудничество с американцами не пошло. Прототип был утилизирован в 2009 году на территории ЛИИ.

Второй был прототипом для прочностных испытаний. На данный момент сохранился фрагмент фюзеляжа с кабиной, он находится на Ходынке.

Третий прототип (второй летный) тоже базировался в ЛИИ, летал в интересах КБ и тоже утилизирован.

Четвертый прототип (третий летный ) с бортовым номером 96002 был построен уже на ВАСО ( воронежское авиастроительное предприятие), также всё время числился за КБ Ильюшина, но периодически был в лизинге как грузовой борт. С 2015 тоже стоит в ЛИИ, не летает. Имеет имя "Игорь Гудков" в честь летчика-испытателя И.И. Гудкова, трагически скончавшегося в 1999 году.

Первый серийный, RA-96005 передали в Аэрофлот. В 2000-м году получил имя "Валерий Чкалов". На данный момент скучает без двигателей в Шереметьево. Аэрофлот прекратил его эксплуатацию в 2014 году.

RA-96006 передали в авиакомпанию "Домодедовские авиалинии " в 1993 году. Летал до 2008 года, после чего встал на хранение в Домодедово в связи с банкротством авиакомпании. В 2018 году случилось чудо: борт восстановили и перегнали в Жуковский, на территорию ЛИИ. Дальнейшие планы неизвестны.

RA-96007 был построен в 1993 году и передан в Аэрофлот. В 2005 году получил имя " Алексей Майоров", в честь пилота А.Г. Майорова, руководившего 235-м авиаотрядом, возившего Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева. Самолет летал до 2015 года, потом отстаивался некоторое время на ВАСО, потом вернулся в КБ "Ильюшина". Изредка летает.

RA-96008 был построен в том же 1993 году и был передан в Аэрофлот.В 2005 году получил имя собственное "Яков Моисеев" в честь летчика-испытателя Якова Николаевича Моисеева. В 2014 самолет передали на Кубу, с 2018 стоит в аэропорту Гавана.

RA-96009 был передан Домодедовским авиалиниям и в целом повторил судьбу 96006, тоже теперь стоит в Жуковском.

RA-96010 построен в 1994 году, передан в Аэрофлот. В 2001 году получил имя "Николай Карпеев" в честь пилота Аэрофлота одним из первых освоивших Ил-96. Самолет сгорел в Шереметьево практически сразу после окончания эксплуатации этого типа 3 июня 2014 года. Небольшой фрагмент фюзеляжа используется в качестве тренажера компании- поставщика бортового питания "Аэромар".

RA-96011 построен в том же 1994 году и летал также в Аэрофлоте. В 2005 году получил имя "Владимир Коккинаки" (думаю не надо объяснять кто это). Летал до 2014 года, потом перелетел на ВАСО где и находится до сих пор. Не летает.

RA-96012 Специальный летный отряд "Россия". Известен тем , что в 1999 году во Внуково во время руления на стоянку снес часть хвостового оперения DC-9 премьер-министра Италии. DC-9 пошел на слом, а 96012 летает до сих пор.

RA-96013 построен в 1999 году.Биография аналогична 96006,96009. Тоже стоит в Жуковском.

RA-96014 должен был повторить судьбу других домодедовских Ил-96, но в 2011 году был передан в СЛО "Россия" и поэтому летает до сих пор. Был назван "Михаил Водопьянов", сейчас это имя не используется.

RA-96015 был передан Аэрофлоту. в 2005 получил имя "Михаил Громов". С 2015 года хранится на ВАСО

RA-96016 СЛО "Россия"

RA-96017 изначально тоже был в Домодедовских авиалиниях , но в 2008 был переоборудован и передан в СЛО "Россия". Летает.

RA-96018, 96019,96020,96021,96022,96023 тоже СЛО "Россия", летают.

Стоит упомянуть ещё CU-T1250, CU-T1251 , CU-T1252, построенные в 2005-6 годах и переданные кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion. Тоже пока летают.

Продолжение следует.