Воспоминания моей бабушки. Текст и орфография автора (кроме опечаток, конечно)
Поскольку я считалась наиболее грамотной, мне приходилось быть и артисткой, и режиссером, и автором текста. Мало того, наши выступления в дни революционных праздников начинались обычно с небольшого политического доклада, который поручали также сделать мне. Так что работы у меня было много. Но работа эта приносила большое удовольствие.
А наша комсомольская организация приобретала огромный авторитет. При этом мы постоянно искали новые формы работы. Так при клубе организовали библиотеку. Комсомольцы принесли для библиотеки много собственных книг, но еще больше мы собрали в поселке, ходили по домам, разъясняли значение библиотеки. Заведовала библиотекой Маша Козлова. В ее хозяйстве всегда был полный порядок, а книжный фонд пополнялся новыми томами.
Организовали комсомольцы среди рабочих Мстеры и группу по ликвидации неграмотности. На клееночной фабрике я, в частности, вела две такие группы. Рабочие посещали эти занятия с большой охотой.
Мы начали переписку с матросами балтийского линкора «Марат». Рассказывали им о своих комсомольских делах, они делились некоторыми событиями своей флотской жизни. Для моряков мы собрали большую библиотеку и послали им, получив в ответ огромную благодарность.
В 1922 году скоропостижно умер наш отец. Материальное положение в семье сразу ухудшилось и нам, его детям, нужно было вплотную думать о хлебе насущном. Мне пришлось уделять время, чтобы помогать маме вышивать гладью на хозяев, брата Ваню устроили учеником на кожевенный завод, а брата Константина в кузницу Шолина. В дальнейшем мама, братья Костя и Андрюша устроились работать на клееночную фабрику. Оба брата были уже в то время комсомольцы и включились в работу нашей молодежной организации.
Осенью 1922 года директор нашей школы Михаил Павлович Феофанов предложил мне организовать в школе пионерский отряд, чтобы занять ребят после школы чем-то полезным. На мои доводы, что я не справлюсь, что работа с ребятами трудная и совершенно неизвестная, Михаил Павлович повторял: «Начни и сама увидишь, чем и как надо будет заниматься». Отказываться далее было просто неудобно.
Так я стала пионервожатой.