Найти тему

С тобой я мир обрел в разгар войны: отзыв на "Песнь Ахилла" М. Миллер

"Песнь Ахилла" - яркий, атмосферный литературный дебют Мадлен Миллер, в котором она обращается к древнегреческой мифологии, в частности к мифу об Ахилле, однако, преподносит его с неожиданной стороны - с позиции спутника Ахилла Патрокла. Именно воспоминания Патрокла помогают нам понять, что для него Ахилл - не просто божественная  машина для убийств, но личность, мужчина, который любил и которого любили, вставший перед выбором: мирная жизнь с дорогим человеком в безвестности или воинская слава на века, воспетая поэтами...Источник фото: twitock.com
"Песнь Ахилла" - яркий, атмосферный литературный дебют Мадлен Миллер, в котором она обращается к древнегреческой мифологии, в частности к мифу об Ахилле, однако, преподносит его с неожиданной стороны - с позиции спутника Ахилла Патрокла. Именно воспоминания Патрокла помогают нам понять, что для него Ахилл - не просто божественная машина для убийств, но личность, мужчина, который любил и которого любили, вставший перед выбором: мирная жизнь с дорогим человеком в безвестности или воинская слава на века, воспетая поэтами...Источник фото: twitock.com

Древнегреческая мифология меня, как и многих моих сверстников, увлекла в младшем школьном возрасте своей красотой, трагичностью и эпическим размахом. Но к своему стыду, прямо с тех детских лет я больше никогда не обращалась ни к мифологии древних греков, ни к их великому эпосу. Что не помешало мне заинтересоваться и ждать перевода книги Мадлен Миллер «Песнь Ахилла» на русский язык. Старательно высматривая ее в книжных новинках, я купила ее сразу после публикации. Но прочла вот только что, спустя почти полгода. Причиной стало то, что оказалось как-то страшно к ней подступиться. Мне представлялось, что прямо с первых страниц на меня обрушатся имена достославных героев, подробности их генеалогии, политических интересов, личных отношений и всякое такое. А главное – что все эти знания будут сами собой подразумеваться автором по отношению к своим читателям. Вроде если купил мою книгу – будь готов к ее уровню. Я же опасалась, что со своим свиным, давно забывшим хитросплетения древнегреческих сюжетов, рылом, я буду «ни к месту». Еще меня смущал масштаб повествования. Виделся сложный, витиеватый текст, наполненный метафорами, антитезами и гиперболами, который потребует титанических умственных усилий, к которым я лично далеко не всегда бываю способна вечером, когда дело, наконец, доходит до чтения.

Краснофигурная античная чаша с изображением Ахилла, перевязывающего раненого Патрокла. Источник фото: https://sergeyurich.livejournal.com/94304.html.
Краснофигурная античная чаша с изображением Ахилла, перевязывающего раненого Патрокла. Источник фото: https://sergeyurich.livejournal.com/94304.html.

Что касается опасения о том, что продвинутый уровень знания древнегреческой мифологии – обязательный элемент для чтения «Песни Ахилла», то это опасение не подтвердилось. Наверняка для тех, кто в теме, многие сюжетные повороты были совершенно очевидны. Я же, основательно подзабывшая матчасть, напротив, оставалась в напряжении до последней страницы. Но даже те читатели, кто вообще в жизни о мифах Древней Греции не слышал, так сказать, Геракла от Тесея не отличают, тоже смело могут к книге подступиться, т.к. в конце есть маленький словарик – для знакомства с основными действующими лицами. Так что, если вопросы все равно появятся, то можно для уточнений обращаться к нему.

Гарретт Хедлунд в роли Патрокла в классической киноадаптации "Троя". Источник фото: vk.com.
Гарретт Хедлунд в роли Патрокла в классической киноадаптации "Троя". Источник фото: vk.com.

Но главной отличной новостью оказалось то, что текст «Песни Ахилла» удивительно простой, доступный и увлекательный. Повествование представлено в формате от первого лица. Его ведет Патрокл, который без всяких дополнительных украшательств просто пересказывает свою жизнь со всеми событиями в ней, старается описать свои чувства, объяснить свою позицию. Патрокл – древнегреческий юноша достаточно благородного происхождения, но не имеющий, при этом, ни богов-заступников, ни богатств, ни особых личных дарований. В результате трагического происшествия еще юным его изгоняет из дома отец, и самым ярким, определившим всю его жизнь, событием становится для него знакомство с Ахиллом – прекрасным царевичем, рожденным от второстепенной, но чрезвычайно амбициозной богини Фетиды, а потому наделенным даром воинской удали. Ахилл становится для Патрокла всем: единственным другом, партнером для игр и музицирования, примером для подражания, и, со временем, любовником. Вот тут начинает казаться, что однополая любовная линия должна как-то обескуражить, либо создать ощущение запретности происходящего. Перетянуть одеяло на себя. Но никакого особого чувства стыдливости или нездорового интереса не возникает. Во-первых, близкие отношения между мужчинами – совсем не табу для культуры Древней Греции. Так, влиятельную маму Ахилла скорее расстраивает, что Патрокл – обычный человек (не полубог или хотя бы известный герой), а не то, что он мужчина. А, во-вторых, романтическая связь между Ахиллом и Патроклом описана также естественно, как и любые другие любовные отношения. Поэтому если вы опасаетесь, что книга – нечто вроде любительского слэша, то это не так. Учитывая, что локацией книги является Древняя Греция, где любимым занятием для всех мужчин является война, очевидно, что Патрокл и Ахилл, также волей-неволей, оказываются в нее втянуты. А где война, там и кровь, крушение идеалов, всяческая психологическая травматика и, наконец, смерть как вершина воинской доблести.

Гевин Гамильтон "Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла". Источник фото: https://sergeyurich.livejournal.com/94304.html.
Гевин Гамильтон "Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла". Источник фото: https://sergeyurich.livejournal.com/94304.html.

Поэтому если вы искали красивой и трагической истории о любви, в которой с первого взгляда ясно, что «долго и счастливо» не получится, то пройдите от начала до конца путь Патрокла – наполненный не только горя и боли, но, прежде всего, настоящего чувства, неподконтрольного и справедливо выражающего в полном самоотречении ради любимого. Ведь что такое любовь? «На всем ее пути – цветы и кровь, цветы и кровь…»