Для того, чтобы найти общий язык с ребенком, важно также познакомиться с его родителями, а еще лучше, чтобы ребенок это знакомство увидел.
В моей практике был случай, когда малышка не хотела идти со мной на контакт и избегала любого случая, который мог вызвать взаимный диалог. У нее была любимая няня, с которой она проводила все свое время. Девочку зовут Карла. Сейчас, разумеется мы с ней нашли общий язык, она повзрослела и даже полюбила меня. Я с трудом представляю тот контраст взаимоотношений, который образовался между мной и Карлой на раннем этапе и какими стали эти отношения спустя полгода.
Все сдвигалось с мертвой точки невыносимо медленно, порой мне даже казалось, что наши с Карлой отношения безнадежны, мне хотелось видеть результаты моих стараний, услышать Карлу, говорящей по английски.
К счастью, ее отец отлично владел английским и разговаривал с ней исключительно на этом языке. Как он однажды комментировал это «Карла слышит родную речь повсеместно, мама и бабуля говорят с ней на родном языке, в быту английскую речь она может услышать только от меня и от вас, когда она с вами». Замечательный папа.
Миновал первый месяц с момента знакомства с Карлой, она по прежнему избегала меня и гида, буквально висела на ноге нашей няни, которая занималась не только детским комфортом и гигиеной, но и чистотой окружающей среды и материалов. Это переросло в настоящую проблему. Карла совершенно не хотела находиться среди детей в группе и занималась исключительно в присутствии няни в классе.
Мы пытались исправить ситуацию разными способами и в итоге дошло до того, что нам пришлось физически разлучить Карлу с няней, потому что няня не могла в полной мере исполнять свои рабочие обязанности. Няня шла убирать класс после занятий, а мы с гидом просто не давали Карле бежать за ней, удерживали ее с другими малышами, пытаясь увлечь ее книгами, игрушками, материалами, играми с другими детьми.
Все было безнадежно и мы сдались.
В беседе о том, что Карла стремится заполнить свое пространство и время присутствием няни мы выявили, что Карла питает нежность к няне через папу. То есть каждое утро, когда папа приводил девочку в наш центр, ее встречала няня, которая еще после этого продолжала дружеский диалог с ее отцом. Цепная связь дала подобный результат.
Мы решили изменить ситуацию и каждое утро встречали Карлу либо я, либо наша гид, и все эти утренние встречи оборачивались неистовым криком и отчаянием малышки. Мы были растеряны. Впервые кучка педагогов с высшим образованием и опытом работы сидела за столом и размышляла о том, как решить данный вопрос. В голову приходили разные меры и мы понимали, что ситуацию нужно менять. Руки нашей няни буквально были связаны Карлой, а система этого не допускает. Я поняла, все, что мы можем сделать, это просто отпустить данную ситуацию. Позволить ей развиться своим путем. Карла не будет вечно в этом возрасте, она не будет нуждаться в няне всю свою жизнь. Мы просто перестали пытаться что-либо исправить. Мы хотели, чтобы дети в нашей группе чувствовали себя комфортно, самое главное, чтобы ничто не мешало им развиваться.
Провожая Карлу, теперь мы всем педагогическим составом прощались с ней и с ее отцом, и изо дня в день отпечатывая в ее памяти счастливое и приветливое лицо папы, который радостно махал нам всем рукой и по пятницам задерживался у дверей и желал нам всем чудных выходных. Рано или поздно, Карла придет ко мне с книжкой, попросит ей почитать истории или помочь застегнуть курточку перед прогулкой. Наша интуиция оказалась правой. Мы просто не давали времени расставить все на свои места своим чередом.
Через месяц Карла подошла ко мне сзади и стала поправлять мои волосы, накручивая прядь на пальчик и пытаясь прикрепить сползающую заколку. Это был первый контакт с ее инициативой. Она больше не боялась меня. Еще через месяц Карла висела на мне, как обезьянка на пальме, и ее уже не интересовал процесс уборки в классе после занятий в компании няни. Вечерние проводы и диалоги с папой (а это тот человек, которого она безусловно любит и в ком нуждается) дали тот самый толчок для более близкого знакомства. Карла начала привыкать ко мне, начала слушать мое чтение и даже стала просить о помощи уложить ее спать. Это была абсолютная победа.
Я была самым счастливым педагогом на планете. Английский у Карлы был на высоте, не только благодаря моим стараниям, но и папиным. Он поддерживал речь после учебного дня и в выходные. Таблица развития Карлы была заполнена отличными отметками и планах Перфоманс у нее стояла только буква «А», что говорило о том, что ребенок понимает, повторяет и применяет слова и диалоги, которым я учила в рабочее время. Не все родители к сожалению настолько коммуникабельны как отец нашей малышки Карлы.
Этот аспект гораздо важнее, чем мы его себе представляем. Знакомство с родителями зачастую протекает очень быстро и причиной тому – вечная спешка родителей. Диалог с педагогами, которые сопровождают твоего ребенка ежедневно во всех сферах его жизни, может раскрыть очень многое для родителей.
Дети, которые нуждаются в более длительном времени для адаптации в новой среде с новыми людьми, гораздо чувствительнее тех шустрых ребят, которые в любом месте чувствуют себя как дома. И именно эта разность детей учит педагогов гибкости и мастерству находить соответствующие "ключики" к душе каждого малыша. Порой, когда не можешь подобрать верный ключ к двери, перебирая и пробуя сотню других разных ключей, ты просто садишься устало на пол возле двери и принимаешь свое поражение и спустя какое-то время, кто-то по ту сторону, открывает эту дверь своим ключом. Открывает дверь тогда, когда он сам готов принять гостя, а не тогда, когда гость просто пришел.