Хотел бы поговорить про общество потребления.
Я думаю, что ни у какого здравомыслящего человека не вызовет сомнения то, что современное общество является жертвой потребления, конечно же — добровольной жертвой. И в данном случае, скорее всего, речь не идёт о проделках маркетологов, хотя, глупо было бы спорить о том, что именно они разрабатывают позиционирование товара в виде его рекламы, которая имеет своей целью привлечение внимания потенциального покупателя к этому товару, вне зависимости от того, хочет он это покупать или нет.
Я решил дать своё определение того, что такое общество потребления. Общество потребления — это общество, в котором спрос на товар или услуги определяется спецификой самого товара и его рекламой, позиционирующей его как некую общую тенденцию, следование которой освобождает делает этого человека якобы полноценным.
Сам товар может быть очень функциональным и полезным, но дело не в его полезности и функциональности, а в том, что индустрия потребления определяет мотивы человека, побуждающие его к приобретению товара. Вот я о чём! Это не просто физиологическая потребность человека или какая-то потребность иного характера, а это потребность, определяемая меркетингом.
То есть человеку только кажется, что он сам приобрёл товар, но на самом деле, его покупку определила скрытая реклама. Я говорю именно о скрытой рекламе, имея в виду, опять же, то, что реклама сформировала мотив покупки.
Он даже не выбирал этот товар по его характеристикам, а купил его только потому, что реклама ему внушила, что обладание этой вещью сделает его человеком, который следует за, как это модно говорить, трендом.
Потенциальный потребитель, глядя на рекламу товара, или, как там у них говорят, на его презентацию, видит как он преподносится в красивом виде. Затем рекламой подчёркивается социальный контекст, который как бы не навязчиво намекает на то, что уже есть люди, которые приобрели данный товар.
Этот приём формирует в человеческой голове комплекс неполноценности. У человека просыпается стадный инстинкт, и он, повинуясь этому инстинкту, покупает этот товар, чтобы не отставать от остального стада, которое уже купило эту, по сути, ненужную вещь.
Общество потребления на примере индустрии «красоты»
Формируемое потребление может проявляться не только на примере товаров, но и на примере услуг. Допустим, если говорить о красоте, когда дурочкам накачивают губы, и, при этом, дурочкам кажется, что это очень красиво. Как видите, мы наблюдаем абсолютно искусственно создаваемый спрос.
Но, потешая человеческое эго, реклама побуждает к этой ненужной покупке. Ведь ключевой момент заключается не в том, что человек делает себя красивее, когда ему накачивают губы, а в том, что он покупает эту услугу. Этой женщине кажется, что она делает тем самым себя красивее, потому что реклама сформировала в её голове критерии представления о «красоте», но не потому, что это действительно красиво.
Дополнение 05.03.2020
Фитнес-индустрия
Ведь вся основная идея, так называемой фитнес-индустрии строится на идее "красивого" тела, при этом здоровье, ради которого, собственно, люди и занимаются физической культурой, упускается. Вообще никакая индустрия не направлена на здоровье, сама её идея заключается в бесконечном подстёгивании потребления. В случае с фитнесом это: всякое спортивное питание, спортивные шмотки, спорт-залы, диетологи.
То есть здоровье - это не цель индустрии, её цель - стимулирование потребления для наибольшей прибыли. Это стимулирование происходит через прививание ложных идеалов, которые, в итоге, никак не содействуют человеку в его развитии, а наоборот загоняют его, опять же, в бесконечное потребление.
И этот принцип формирования ложных представлений касается касается не только потребления ненужных товаров или услуг, но и любых других манипуляций, направленных на формирование убеждений для реализации сугубо прагматических целей.
На примере общества потребления видно, что эти убеждения закладываются для того, чтобы продать что-то человеку. В случае, допустим, с идеологией режима, о которой я писал в статье , «Про патриотизм», воздействие происходит для склонения человека к определённому мнению с целью определения его взглядов, касаемых госрежима.