Эта проблема была вечной.
В Древней Греции уже в III тысячелетии до н.э. были свалки мусора, ямы, в которые сваливался мусор, а потом закапывался. Мусор обязаны были вывозить за город на расстояние не менее 5 стадий (970 метров).
Даже в древнегреческих мифах есть упоминание о мусоре: так один из двенадцати подвигов, которые совершил Геракл, заключался в очистке конюшни царя Авгия от навоза.
Сегодня ситуация совсем иная? Отнюдь.
Задача на ближайшую перспективу: реализовать первый этап мусорной реформы. Ведь даже наши соседи Финны и Шведы 15 лет шли к своей системе, в которой перерабатывается 98% отходов.
Проблемы на текущий момент времени:
1. Существующая схема утилизации отходов себя изжила - просто закапывать нерационально, вредит экологии и будущим поколениям;
2. Агрессивно настроенные "экоактивисты" с целью быстрой наживы (экошантаж) - говорят НЕТ и ничего не предлагают;
3. Мнимая система раздельного сбора отходов на 5-7 фракций(в большинстве стран себя не оправдала) в т.ч.:
3.1. Нет достаточного количества перерабатывающих предприятий;
3.2. Дорогое содержание контейнеров на 5-7 фракций и технологическая сложность их обслуживания(21 т.р. контейнер при выручке от продажи содержимого 2.8 т.р. на вторпереработку) - экономически нецелесообразно (разница в разы!);
3.3. Дорогая логистика для подобной схемы;
3.4. Отсутствие центров досортировки;
3.5. Неготовность населения;
3.6. Желание перенести ответственность на производителей продукции/упаковки (что фактически влияет на увеличение вредных выбросов при производстве более "экологичных" видов упаковки, как и модные электромобили с высокотоксичными литиевыми батареями).
Какие реальные решения в этом направлении могут быть?
"Надо менять систему подхода к мусорной реформе, она должна показать людям, что есть эффект." Дрозденко А.Ю.
Переход на новые мусоровозы, двухконтейнерный сбор мусора, чтобы в ближайшей перспективе возможно было начать делить отходы на 2 пакета:
органика - в один пакет
пластик, пакеты, дерево, пробки, бутылки - в другой
Таким образом возможно отправлять продукцию на два типа предприятий: по органическим отходам и по самой эффективной и современной технологии производства топливного гранулята (SRF). Далее этот вид подготоленного топлива поступает на предприятия: цементные заводы, ТЭЦ.
Шведский вариант по сути на сегодняшний день является лучшим вариантом развития событий.
Требуется соглашение между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью по мусору. Инвесторы, желающие строить заводы хотят гарантию, что будет мусор. Окупаемость таких проектов 10 лет.
На сегодняшний день, чтобы примерно за пол года провести эксперимент Я вижу построение в пилотном районе следующей схемы:
1. Двухконтейнерная система сбора;
2. Оборудование контейнера УЗ датчиком заполнения (с передачей оповещения);
3. Формирование на основе оповещения заполненности контейнера логистической цепочки (построение эффективных маршрутов мусоровозов - задача коммивояжёра);
4. Обеспечение центров сортировки системой подсчета видов отходов;
5. Учет направляемого на переработку в SRF гранулы сырья;
6. Сбор данных со станций экологического мониторинга;
7. Публичные данные - доступность собранных данных для внешних пользователей.
По ссылке часть первая и вторая - фотографии завода по производству SRF - как видите, никакого захоронения дедовским способом. Самая экологичная технология.