История с отсылкой на Библию, Моби Дика и книгу Иова. «Можешь ли удою вытащить Левиафана?»
Осторожно спойлеры!
«Старик и море» – повесть, прославившая Хемингуэя. Именно она принесла ему Пулитцеровскую премию в 1953 году, а в последствии в 1954 – Нобелевскую премию.
Эта повесть основа на реальной истории гаванского рыбака Грегорио Фуэнтеса. И он действительно как-то провел несколько дней в море, пытаясь побороть огромного марлина. Рыбак также боролся с акулами, которые обглодали всю его добычу.
Сюжет
84 дня рыбак выходит в море и ничего не может поймать. Наконец на 85-й день ему улыбается удача, и на крючок попадается большая рыба-меч длиной более 5 метров. Она изнуряет и таскает ему по морю несколько дней, и все это время старик не сдавался, практически не ел и не спал. Он боролся с рыбой. И когда наконец он ее убивает, кажется, что вот она победа. Но пока рыбак плывет обратно, на запах крови приплывают акулы. Несмотря на бесстрастную борьбу рыбака, акулы обгладывают большую рыбу до костей. Старик возвращается домой только со скелетом от такой большой и дорогой для него рыбы.
Библейская история
Ни одно произведение Хемингуэя нельзя рассматривать как одностороннее. Каждое из них имеет множество граней, совершенно разных, символичных и аллегоричных. И когда некоторые пытались приписать «Старика и море» к притче и рассматривали ее только с этой одной стороны, Хемингуэй сильно протестовал против этого, ссылаясь на реальность данных событий.
«Ни одна красивая книга никогда не будет написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а потом вставлены в нее. Такие символы вылазят наверх, как изюминки в хлебе с изюмом. Хлеб с изюминками красивый, но простой хлеб лучше. В «Старике и море» я старался создать реального старика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их довольно хорошо и довольно правдиво, они могут означать много»
Во-первых, старик – это воплощение мудрости, знак праведности и божественного благословения. Поэтому «Старика и море» можно рассматривать как библейскую историю. Самое популярное сравнение «Старика и море» делают со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету.
Старик Сантьяго – буквально его имя можно перевести как Иаков – борется с пойманной рыбой, с морей, со стихией, и возможно, даже с самим собой. Здесь идет сравнение с апостолом Иаковом, который борется против Бога и не уступает ему.
Все время, проведенное в море, старик обращается к Богу, к своей совести, порой просто умоляет помочь, порой пытается заключить сделку, а порой отворачивается от него.
Моби Дик
Все мы читали или смотрели эту историю об огромном белом ките, который настолько огромен и страшен, что никто кроме капитана Ахава не пытается его найти. В «Моби Дике» также есть множество отступлений в сторону Библии.
Сравнение «Старика и море» с «Моби Диком» можно считать достаточно косвенным, да и сами произведения настолько далеки друг от друга, что кажется, что совершенно о разном. Но я все-таки попытаюсь найти здесь связь.
Оба эти произведения – это борьба с морем, с природой. Старик Хемингуэя борется сначала с большой рыбой, потом с акулами, которые пытаются забрать его добычу. Капитан Ахав тоже ищет борьбы, он ищет Белого кита, хочет победить его, победить природу.
Для героев из каждого произведения это также победа над смыслом жизни. Для старика рыбалка – это не просто развлечение, это работа, вынужденная необходимость, смысл жизни. Так и Ахав делает поиск и победу над Моби Диком смыслом своей жизни и не боится ради этого пожертвовать своим кораблем и командой.
«Можешь ли удою вытащить Левиафана?»
Эта фраза из книги Иова, входящей в состав Ветхого Завета. Левиафан – многоголовое морское чудовище, спутник бога моря Яма. Этой фразе можно придавать огромное множество смыслов. И если смотреть на нее через призму повести «Старик и море», то это будет борьба с природой, с морем, с самым большим страхом жизни.
Сам Хемингуэй также, как и его старик борется со своим страхом, ведь прежде чем он дописал эту повесть, у него не публикуется чего-то действительно стоящего, сильного. Поэтому эту повесть можно рассматривать как некую проекцию творческого пути самого Хемингуэя.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца!
Если понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
Предыдущую статью об особенностях литературы Хемингуэя можно почитать здесь.
Ваша Вики :)