Найти тему

Эвенки - человек земли соринка

«Из озера не вылавливай рыбу, а оставь своим потомкам».
Эвенкийская поговорка

Будучи единственными в мире представителями таежного номадизма (кочевничества), эвенки по праву считаются хозяевами и хранителями сибирской тайги. Они лучшие лесные охотники и следопыты и одновременно те, кто менее других нанес ущерб природе.

В традиционном понимании эвенков стремиться нужно не к покорению природы, а к сотрудничеству с ней, гармонии. Многовековая жизнь в лесах научила представителей данного этноса понимать язык птиц, животных, деревьев и растений и распознавать знаки, что посылает природа. Весь жизненный уклад эвенков был подчинен охоте. Весной охотились на копытных животных и крупного зверя. С наступлением лета – на самцов изюбря с целью добыть панты. В июле и августе, когда матки животных выращивали детенышей, охота приостанавливалась, и эвенки занимались рыболовством. В августе-сентябре традиционно шла заготовка ягод и растений. Эвенки прекрасно ориентировались в лесах и хорошо знали места произрастания и особенности растений, они также придавали большое значение способам обработки и условиям хранения урожая. Собирали мангир, саранку, голубику, бруснику и черемуху, после ягоду сушили и толкли в ступе.

С охотой у эвенков связано множество обрядов и культов. Перед ее началом духам приносили бескровное жертвоприношение. Обращались к Сэвэки, верховному божеству и творцу земли, животных и человека, с просьбами послать зверя. Существовало и множество других обычаев.

 Охотничье-рыболовческие запреты

Нельзя хвалиться удачей на охоте - не будет больше везти на охоте.
Нельзя варить в одном котле мясо разной дичи - поссорятся их духи.
Нельзя переступать женщине охотничье снаряжение - оно утратит убойную силу.
Нельзя отстреливать птиц весной и птенцов.
Если численность каких-либо зверей резко уменьшалась, то на них не охотились.
Охотнику, у которого дома покойник, нельзя выходить на промысел до появления новой луны или до первой грозы - утратит надолго удачу на охоте.
Нельзя вслух удивляться ни своему, ни чужому улову - улова больше не станет.
Нельзя варить в одном котле рыбу из разных озер, хуже всего речную и озерную - улова не будет.

5 экоэтических принципов поведения:

1.    «Не навреди». Не причиняй вред живым существам или экосистемам.
2.    «Не вмешивайся». Не ограничивай свободу живых существ или экосистем, ибо свобода – это отсутствие человеческого вмешательства в их дела.
3.    «Будь порядочным». Не обманывай диких и не предавай домашних животных.
4.    «Соблюдай права природы». Признавай и уважай права природы.
5.    «Компенсируй ущерб». Если человек причиняет природе ущерб, то должен компенсировать, создавать охраняемые территории, восстанавливать нарушенные экосистемы, помогать растениям и животным.

Промысловые запреты

1.    Нельзя без надобности разорять гнезда любых птиц и разбивать их яйца - в результате их проклятия можно заболеть тяжелой костно-кожной болезнью или бесплодием.
2.    У не освежеванного еще лося нельзя отпиливать рога - исчезнут лоси.
3.    Нельзя разрубать тазовую кость дикого оленя и лося - перестанут размножаться.
4.    Нельзя убивать хищных птиц – проклянут.
5.    Живую рыбу нельзя выпускать обратно в воду - рыбы не станет.

– Общий смысл экологических обычаев сводится к стремлению нанести наименьший ущерб природе. Причем у древних эвенков обычаи соблюдались не только во время выхода на промысел, они претворялись в жизнь, начиная с быта. Например, независимо от обстоятельств, стойбище должно было быть чистым, а именно – все отходы жизнедеятельности необходимо закапывать. Объеденные кости крупных животных (медведей, оленей) скла¬дывались отдельно на лабаз, а рога и черепа животных вывешивались на ветках деревьев. Нельзя было в процессе подготовки к приготовлению пищи бро¬сать в костер лапы, хвосты, перья боровой дичи, чтобы не загрязнять таежный воздух. Кости животных и рыб в костер также не выбрасывались. Рядом с огнем нельзя было проливать кровь боровой птицы, – рассказывает эксперт по изучению фольклора и национальной культуре Анфиса Воронина.

Кроме того, запрещалось оставлять раненого зверя в мучениях и добывать больше мяса, чем необходимо для пропитания семьи. Эвенк-охотник обязан был с уважением относиться к убитому животному, свежевать его по всем правилам. Под строжайшим запретом были всяческие насмешки и издевательства над добычей. Эвенки верили: душа убитого не так, как положено зверя попадает в нижний мир и мстит людям, которые с ней плохо обошлись. Если же все было сделано так, как надо, душа его уносилась в верхний мир до тех пор, пока верховное божество Энэкан Буга не подарит ее людям вновь.

К некоторым животным у эвенков особое отношение, это связано с определенными культами или табу. Например, эвенкам, проживающим на территории Баргузинской долины, присущ культ медведя. Медведь для них – хозяин тайги, перед силой и могуществом которого человек должен преклоняться. Количество медведей, отпущенных на долю одного охотника, строго ограничено, за превышение охотник мог даже расплатиться жизнью. С почитанием медведя также связано множество запретов и оберегов, нарушение которых ведет к болезням и неудачам в быту и промысле.

Как правило, границы владений охотничьими территориями регулировались обычаем и переходили из поколения в поколение. Определить границы можно было по специальным знакам: зарубкам на деревьях, природным приметам, например, камням и т.д. В обязанности владельца промыслово-охотничьего участка входили слежка за его состоянием, регулирование численности диких животных по мере возможности и наблюдение за всем, что происходит на участке.

ТУРПАН, ГОВОРЯТ,
ЛАМА БЫЛ
Турпана не стреляли. Турпан, говорят, лама
был. Турпаны-то, бог человека сделал в избушке
в лесу, потом куда-то бог ушел, турпана
оставил дома с собачкой. «Черти-бохолдой есть,
они когда придут, вы не открывайте дверь, -
сказал бурхан, - собака откроет дверь». Пришел
черт-болхолдой, царапнул что ли, потом эту
птицу турпан болхолдой держал, потому-то
турпан желтый стал, говорят, наполовину, вот
крылья такие желтые у турпана. Вот бурхан
так сделал, говорят, поэтому турпан божьей
птицей называют.
Записано 11 марта 1999 года
в с. Улюхан Курумканского района
от Мунгуновой Еши Батуевны
Т.П. Интигриновой, Т.Ф. Ляпкиной

Свято верили эвенки во все свои законы, традиции и обычаи, формирующиеся тысячелетиями. С почитанием относились друг к другу, своей истории, священным местам и природе. Среди растений, пользующихся особым уважением у эвенков,были разновидности лиственницы (мугдыкен и тагу), багульник болотный (чанкиря), некоторые виды лишайников (га-вун), мхи в определенном возрасте (лалбикта, лалбукта, локчикта, лэлбикте), молодой ивняк (сыкта, микта) и карликовый березняк. Все они использовались в шаманских камланиях, также играющих важную роль в жизни эвенков.

Многие из древних эвенкийских обычаев соблюдаются и сейчас. Это почитание одиноких священных деревьев, объектов природы, запреты на нарушение покоя священных мест: отдельных озер, гор, лесов и так далее.

В основе всех эвенкийских обычаев лежит главный принцип – человек и природа неразрывны. Заботясь о сохранении растений и отдельных видов животных, эвенки заботились о своих семьях, детях, потомках. Их прагматичные ритуалы и экологические традиции призывали не растрачивать природный потенциал, а сохранять его и делать все возможное для его приумножения. Забота о чистоте воздуха, запрет на убийство беременных самок и редких животных были не просто верованиями и духовными идеалами, но и практичным взглядом на состояние окружающей среды и ее связь с человеком. Токтэ бэе дуннэ токтан: человек – земли соринка.

Еще больше статей на сайте журнала "Мир Байкала"