Найти тему
Без тапочек

Глаза боятся, руки делают. Советы новичкам копирайтерам

Пока это последний материал в цикле статей про мой опыт работы на биржах копирайта. Я зарегистрировался еще на трех, но пока даже не разобрался в их особенностях. Поэтому ограничился обзором двух, где имею опыт работы. Попробую обобщить все то, о чем говорилось раньше. Здесь будет много банального, потому что некоторые советы дают почти все, кто делится опытом работы на биржах. Но повторение – мать учения.

ПЕРВОЕ. Определитесь, что вы хотите, придя работать на биржу. Я где-то встретил такой отзыв: «Я беру только те задания, которые мне интересны». Похвальная позиция человека, который явно пришел не зарабатывать, а работать для души. Потому что эта позиция приводит к тому, что можно неделями искать интересные для себя темы, но так и не найти их. Мой богатый жизненный опыт и знания во многих отраслях от психологии и литературы до строительства и машиностроения и то не дает преимущества при поиске заданий.

Если вы пришли зарабатывать, берите задания, в которых вы хоть немного РАЗБИРАЕТЕСЬ. Проще говоря, где вы имеете хоть какие-то базовые ЗНАНИЯ.

ВТОРОЕ. Очень внимательно вчитывайтесь в ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Невнимательность может вам дорого обойтись. Но помните, что взяв задание и поняв после ознакомления с материалом, что вам его не потянуть, вы можете без последствий для себя ОТКАЗАТЬЯ от него в течение 30 МИНУТ после того, как вы его взяли. Санкций за это не будет.

ТРЕТЬЕ. Какие тексты брать по объему. Не пытайтесь сразу схватить что-то объемом в 10000 знаков, если вы не писали больших статей. Попробуйте себя на среднем размере статьи около 3000. Это оптимальный вариант по нескольким причинам.

Такой объем текста проще структурировать, то есть, его легче подогнать под требования заказчика по воде и тошноте текста, а так же уникальности. В текстах таких объемов всегда есть запас, что бы убрать лишнее, или добавить отсебятины, подгоняя под ТЗ.

Совсем маленькие тексты от 500 до 1000 знаков кажутся простыми, но в них очень мало степеней свободы, чтобы попасть в требования. Просто попробуйте взять какой-нибудь отрывок из текста в 1000 букв, перепишите его своими словами, но сохраняя смысл источника, а потом проверьте его в том же бесплатном сервисе Advego на уникальность и SEO (семантику) и вы поймете, что это не так просто.

Может получиться вот такая ахинея, которую я только что вытащил из сети наугад (заинтересовал знакомый анонс). Самое интересное, что этот рерайт предлагался мне на WorkНard, но я отказался во избежание, потому что за предыдущий текст от того же заказчика уже получил трояк. Вот интересно, какой балл получил автор за такой шедевр, который опубликован на Яндекс Дзен? Это его копия во всей первобытной прелести:

"Мое наблюдение, которое я могу подтвердить различными опросами, — если спросить, кто в нашей обществе боится коронавируса больше, а кто меньше, выяснится, что больше боятся молодые люди, у них больше страхов. Во-первых, они через этот опыт не проходили, а во-вторых, потому что сейчас, зачастую, детей, воспитывая, стараются ограничить от боли и от реалий жизненных".

Это не перевод статьи роботом с другого языка. Это бездарный рерайт статьи, где психолог рассказывает, почему в России меньше боятся новой эпидемии, чем на Западе.

Так что можете считать, будто я вас пугаю, если такие перлы рерайта не просто принимаются заказчиком, но и проходят сито проверок. Я рад за редактора, который дал путевку в жизнь этому набору букв и за заказчика, который принял этот текст. А так же за автора, смелость которого заставляет снять перед ним шляпу.

Собственно, этот пример наглядная иллюстрация тому, что такое перерерайт. По нему можно понять, что это не первая переделка интервью несчастного психолога. Явно, текст переписан несколько раз, так как тема популярна и востребована, а оригинальных новостей маловато. Все новостные ленты в сети это переписанная тысячи раз ОДНА НОВОСТЬ. И мы принимаем в этом деятельное участие. Смиритесь и примите, как данность. Даже копирайт, который вы делаете, это не оригинальный текст, а переделанная вами компиляция текстов нескольких источников. Вот вам пример реального ТЗ с Advego, чтобы вы не питали иллюзий:

Задача: написать информативный, уникальный и грамотный текст для сайта (ссылка в секретном описании)
Нужно изучить сайт-конкурент, а точнее сайт-донор (ссылка в секретном описании) и уникальным текстом сформулировать красивый и привлекательный текст.

Отсюда следующий совет.

ЧЕТВЕРТОЕ. Работая с текстом, набирайте как можно больше статей на взятую тему в поисковике и берите из каждого небольшие фрагменты. Переписывайте их до неузнаваемости, чтобы проверочные машинки вас не подловили на плагиате. Такое сложно проделать, если текст относится теме по узкой специализации и пестрит набором специальных терминов. Но обойти это можно, разбавляя их рассуждениями от себя.

ПЯТОЕ. Все биржи перестали публиковать информацию для авторов о статистике заказчика по количеству отказов. Это произошло потому, что раньше у таких старались работы не брать, и заказчику было трудно найти автора, которого можно банально «кинуть». Но деньги решают все. Теперь, к сожалению, эта статистика скрыта для авторов и мы не защищены от жуликоватых заказчиков. К счастью, подобных экземпляров на биржах не так много.

Здесь можно дать только банальные советы. Следуйте строго указаниям ТЗ, какими бы абсурдными они ни были. Если в ТЗ есть пункты и подпункты с названиями, переписывайте их так, как они сформулированы в ТЗ. Вылизывайте текст до последнего лишнего пробела и запятой, чтобы не было формального повода отказать вам по причине ошибок в тексте.

Если вы увидели в ТЗ требования, которые противоречат общей теме и структуре заказа, смело пишите в техническую поддержку. Здесь вы в своем праве. Объясняю, почему это нужно сделать. Рерайт на биржах стоит дешевле. Есть заказчики, которые любят халяву. Поэтому они выставляют заказ на рерайт, а ТЗ составляют на копирайт. И вы вместо 40 рублей за килограмм букв будете пахать за 20.

Но если вы выполнили все, как я сказал, а заказчик все равно отказал в оплате, обращайтесь к администрации биржи. Они вынудят заказчика произвести оплату, или оплатят сами, потому что формально у них не будет поводов к вам придраться.

ШЕСТОЕ. Берите работ столько, сколько вы можете сделать. Рассчитывайте свои силы и время. Попробуйте провести хронометраж, сколько у вас уходит времени на каждое задание. По своему опыту могу сказать, что иногда маленький текст занимает больше времени, чем большой. Это зависит от ваших навыков, знаний темы и сложности поиска источника. Мне, например, легко даются статьи по праву, медицине, строительству и переделке технических текстов, потому что у них шаблонная структура, а я имею опыт рерайта дипломов студенческих работ по этим темам. Остается только подобрать источники. Но иногда при написании небольшого текста вы можете столкнуться с тем, что в ТЗ заказчик указал пункт, источники по которому найти трудно. Часто это происходит потому, что заказчик неправильно сформулировал свои требования. Не отчаивайтесь, просто попытайтесь своими словами выразить то, что, на ваш взгляд, хочет заказчик, и поисковик выдаст желаемое. Но времени вы в этом случае потратите больше.

СЕДЬМОЕ. Помните о рейтингах. Это ключ к вашему благополучию. Но не рассчитывайте, что вы быстро окажетесь на вершине. Вам предстоит долго и упорно туда карабкаться, падать и снова подниматься. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Старайтесь избегать конфликтов с заказчиками, это чревато тем, что вы попадете в черный список не только у того с кем конфликтуете, но и его соратников. Это каста со своими связями и вас просто занесут в игнор. Тогда можете спокойно уходить с этой биржи, или перерегистрироваться заново и вновь проходить весь путь. В качестве подтверждения:

Пока я пишу эту статью, дважды подал заявки на тендер на Advego, оба раза первым. В итоге, сейчас проверил и… «Все работы по данному заказу в настоящее время заняты». А ты говоришь павлины…

ВОСЬМОЕ. Как только вы более – менее освоитесь, займитесь статьям на продажу. Пишите на любые темы, которые вы знаете, но ярко и не стандартно. На том же Advego есть магазин статей, где вы можете ее разместить. Но сразу предупреждаю, что цену вам дадут неадекватную, то есть, расценки там низкие. Лучше пробовать себя на биржах фриланса, таких, как Kwork. Там, по крайней мере, понятна цена и какие темы хотят покупатели. На Kwork, как в Фикспрайс, цены фиксированные: 400-500 рублей за статью. Дерзайте и, может, вам повезет: вы найдете постоянного заказчика. Вот тогда будет и небо в алмазах и грузовик с конфетами. Но это дело случая.

ДЕВЯТОЕ. Обзаведитесь как можно большим количеством аккаунтов в социальных сетях и профилей на площадках, где оставляют отзывы или пишут статьи про всякие услуги и товары, вроде того же «Отзовика». Но не просто заведите, а активно их развивайте. На биржах львиная доля заказов относится к размещению всяких отзывов и рецензий на статьи. Такие заказы относятся к вирусному контенту. Подобные работы не требуют больших усилий, но могут принести ощутимый доход. Единственный минус, ваш аккаунт администрация такого ресурса может внести в черный список из-за повышенной спамовой активности.

ДЕСЯТОЕ. Помните, что биржа это только временное пристанище. Как только вы приобретете опыт, уходите в свободное плавание. Пытайтесь найти своих заказчиков или постарайтесь найти стабильную работу на больших ресурсах. А может, и сами перейдете в разряд заказчиков. Биржа это тупик в развитии и рабский труд на плантатора. Как начальная ступенька по приобретению опыта она, может, и нужна, но провести всю жизнь в рабах, согласитесь, не перспектива.

Вот, собственно, и все. Если я что-то упустил важное для вас, пишите свои вопросы, я постараюсь на них ответить.

Если вам помогла эта статья ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Здесь будет много интересного.