Постоянные подписчики канала знают, что я пишу в жанре мистики. И что ищу вдохновение в мфах и суевериях различных народов. Иногда нахожу очень интересных персонажей. Сегодня хочу представить вам нечисть, "специализирующуюся" на детях.
Древние славяне (впрочем, как и другие народы) считали, что мир населяют не только люди, но и духи. Были среди них злые, были добрые, были и нейтральные (этих больше всего), которые действовали в зависимости от ситуации.
Каждый из духов имел собственную, так скажем, специализацию. И некоторые считались особо опасными именно для детей. Разумеется, родители малышей четко знали, от чего их беречь.
Опасность представляли:
Ночница (ночная плакса, ношница, ночная) — дух, вызывающий бессонницу у детей.
Всегда женского пола, враждебно настроена, людей ненавидит. В заговорах частенько упоминалась во множественном числе. В некоторых областях являлась персонификацией рядовой детской болезни, сопровождаемой криком и бессонницей.
Несмотря на имя, нападали эти духи не ночью а на закате, отчего вечерний сон считался вредным. На Смоленщине считалось, что Ночницу может призвать «завистливый взгляд» или недобрые слова.
Выглядела Ночница как длинноволосая уродливая баба в черной одежде, зачастую — с длинными когтями. Могла также явиться с виде огромного мохнатого червяка или летучей мыши.
Изгоняли Ночницу по-разному. В Олонецкой губернии детей умывали водой, «слитой» с иконы св. Тихона или ставили под колыбель чашу с водой, перекинув через неё нож и петлю из суровой нитки с наговором: «Вот тебе, ночная ночница, злая мученица, вода — захлебнуться, вострой нож — заколоться, петля — задавиться»; в Воронежской — детей проносили под церковными колоколами; в Смоленской — несли малыша под куриный насест и с заговором умывали ребенка. Также клали под подушку нож, иглу, топор, ключ или иные железные предметы, считавшиеся оберегами. Использовали и отпугивающие нечисть травы: чеснок, полынь, чертополох, рябину.
Лизун (Лизунко) — одно из табуистических названий домового духа.
Лизун живет за печкой или в подполе, выходит, когда рядом никого нет. С виду — мохнатый зверек, похожий на кошку с очень длинным шершавым языком.
Лизун любит вылизывать непомытую и брошенную где попало посуду, шерсть животных и волосы людей. Особенно ему нравятся дети, которых он может зализать насмерть. Язык лизуна оставляет характерные следы — как будто ожоги.
По некоторым поверьям Лизун мог жить в колодце, куда затягивал неосторожных детей длинным языком.
Росомаха
Очень опасный дух, охотящийся на детей.
Выглядит как красивая молодая женщина с распущенными волосами золотистого цвета. Она появлялась, когда колосилась рожь. Садилась в поле и начинала расчесывать волосы, заманивая детей их сиянием. Когда малыши подходили, Росомаха или превращалась в зверя, или отращивала когти и зубы, чтобы унести добычу в свое логово.
Этого духа очень боялись крестьянки, выходящие работать в поле с маленькими детьми. Стоило отвлечься, и малыш становился обедом нечисти.
Считалось, что кода Росомаха выходила на охоту, рожь начинала волноваться: «Рожь качается, что росомаха бежит руками машет». По-видимому, этот дух — стихийное существо, помогающее зреть хлебам, а «украденные дети» — отголосок жертвоприношений.
Но в полях появлялась не только Росомаха. Не менее опасна была Полуденница (Ржица) — дух полдня в облике женщины; существо, вызывающее крик и бессонницу у детей.
Полуденницу описывали по-разному. Это могла быть как очень красивая женщина с длинными светлыми волосами, так и уродливая тощая старуха с обвисшими грудями. Но и та, и та представлялись богинями плодородия, оберегающими рожь, персонификацией времени, распорядительницами жизни. Также они следили за соблюдением правил: в «полдень» года, то есть с 6 по19 июля, днем полагалось отдыхать. В эти дни Полуденница появлялась не только в полях, но и заходила в деревни, «скашивая стоящих»: «того, кто на землю упадет, она не тронет, а кто стоит, того насмерть закосит, засекет. Как увидишь, что полдень, ложись».
Особо опасна была Полуденница для детей: уводила их за собой, сманивала звонким голосом, яркими украшениями. Любила забираться в детские колыбели, отчего младенцы теряли сон и кричали и днем, и ночью.
Излечить ребенка можно было за заре, проведя специальный обряд. Но «профилактика» считалась более действенным средством: не пускать детей в поля, для чего их старательно пугали; запирать в полдень все двери и окна; отдыхать в самое жаркое время.
Сорока-вещица, сорока-вещейка
Опасные птицы-оборотни, которые питаются еще нерожденными детьми, вынув их из чрева матери.
Для того, чтобы превратиться в сороку, колдунья перекатывалась через двенадцать ножей, после чего верхняя половина тела становилась птицей, а нижняя хранилась в подвале, под поганым корытом.
Приняв облик сороки, вещейки действовали и как обычные ведьмы, то есть выдаивали коров, наводили порчу, летали на шабаш, но в то же время вредили беременным: крали из чрева детей, заменяя плод на краюху хлеба, камень, веник или полено, после чего ребенка тут же съедали: «Делают это вещицы без злобы, так как питаются подобным образом».
Защититься от несчастья женщина могла только с помощью мужа: вещевки опасались мужчин и прилетали в их отсутствие. Поэтому, если беременной приходилось оставаться одной, она носила что-то из одежды мужа, чаще всего пояс. К сожалению, помогало это не всегда, приходилось прибегать к «тяжелой артиллерии» — применять огнестрельное оружие. Но опять же, сделать это мог только мужчина.
Разумеется, это не вся славянская нечисть, её куда больше. При желании набрать можно на целый трактат, но мне и этого хватит на первое время.
Кстати, о мистических существах я и раньше писала.
О сороках-вещейках
Больше котиков богу котиков!
Лихоманки
Оборотни
А почтить мои книги можно ЗДЕСЬ