Можно было бы подумать, что в 15-м веке не было сюрреализма. Как бы не так! Ведь были же Босх и Брейгель (второй, правда, уже в 16-м веке), подвергавшие жёстким испытаниям чувства современников. Следует помнить, что картины мастеров не только висели в домах венецианских дожей, но и в большом количестве распространялись в виде гравюр, чтобы доходить до обычных горожан.
Есть мнение, что Босх, Питер Брейгель-Старший и Альбрехт Дюрер были членами секты адамитов, считавших, что на пороге уже конец света. Это не удивительно, поскольку в то время как раз наступил 1500-й год, а люди позднего Средневековья были значительно суевернее нынешних (кстати, помните, как наши носились с "Миллениумом"?)
Соответственно своему мировоззрению вышеупомянутые художники и действовали. Вообще, Эпоха Возрождения - это переломный момент в европейской культуре, эпоха переоценки ценностей и нахождения новых смыслов в разных сферах.
Да, кто-то говорит, что Босх, мол, готический художник. Пускай так, но он, в любом случае, готический художник, подпитывавшийся энергией Эпохи Возрождения, творивший на её фоне и в её условиях.
Дюрер, Брейгель и Босх - представители Северного Возрождения, а если говорить о художниках Италии, то их светоносное искусство носило всё-таки более "мажорный" характер, драматизм его был вполне человеческим, и укладывался в рамки привычного нам реализма.
Это так, но вот, в 2008 году, одну из картин Художественного музея Кимбелла (Техас, США) атрибутировали, как очень раннее произведение Микеланджело Буонарроти. По утверждениям учёных, Микеланджело написал её в 13-14 лет по мотивам популярной позднеготической гравюры Мартина Шонгауэра "Терзания (мучения) святого Антония".
Весьма страшноватый сюжет очень смахивает на работы Босха, что тогда было, видимо, общей темой.
Естественно, что 13-летний Буонарроти вполне мог вдохновиться этой темой, написав свою работу маслом.
Если эта картина действительно принадлежит Буонарроти, то, во-первых, это самая ранняя его сохранившаяся работа, а, во-вторых, это одно из трёх-четырёх его станковых произведений (ведь большая часть его живописи - монументальная).
По некоторым данным, Художественный музей Кимбелла приобрёл картину за 6 миллионов долларов, то есть перед нами и самая дорогая в истории работа, созданная ребёнком.
Ещё про одну картину 15-го века
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОЦЕНИВАЙТЕ!