Найти тему

Микеланджело и Босх

Можно было бы подумать, что в 15-м веке не было сюрреализма. Как бы не так! Ведь были же Босх и Брейгель (второй, правда, уже в 16-м веке), подвергавшие жёстким испытаниям чувства современников. Следует помнить, что картины мастеров не только висели в домах венецианских дожей, но и в большом количестве распространялись в виде гравюр, чтобы доходить до обычных горожан.

Фрагмент одной из картин Иеронима Босха (1450-1516)
Фрагмент одной из картин Иеронима Босха (1450-1516)

Есть мнение, что Босх, Питер Брейгель-Старший и Альбрехт Дюрер были членами секты адамитов, считавших, что на пороге уже конец света. Это не удивительно, поскольку в то время как раз наступил 1500-й год, а люди позднего Средневековья были значительно суевернее нынешних (кстати, помните, как наши носились с "Миллениумом"?)

Соответственно своему мировоззрению вышеупомянутые художники и действовали. Вообще, Эпоха Возрождения - это переломный момент в европейской культуре, эпоха переоценки ценностей и нахождения новых смыслов в разных сферах.

Да, кто-то говорит, что Босх, мол, готический художник. Пускай так, но он, в любом случае, готический художник, подпитывавшийся энергией Эпохи Возрождения, творивший на её фоне и в её условиях.

Альбрехт Дюрер. Рисунок (видимо, это Смерть на коне)
Альбрехт Дюрер. Рисунок (видимо, это Смерть на коне)

Дюрер, Брейгель и Босх - представители Северного Возрождения, а если говорить о художниках Италии, то их светоносное искусство носило всё-таки более "мажорный" характер, драматизм его был вполне человеческим, и укладывался в рамки привычного нам реализма.

Это так, но вот, в 2008 году, одну из картин Художественного музея Кимбелла (Техас, США) атрибутировали, как очень раннее произведение Микеланджело Буонарроти. По утверждениям учёных, Микеланджело написал её в 13-14 лет по мотивам популярной позднеготической гравюры Мартина Шонгауэра "Терзания (мучения) святого Антония".

Весьма страшноватый сюжет очень смахивает на работы Босха, что тогда было, видимо, общей темой.

Мартин Шонгауэр. "Терзания святого Антония". 1470
Мартин Шонгауэр. "Терзания святого Антония". 1470

Естественно, что 13-летний Буонарроти вполне мог вдохновиться этой темой, написав свою работу маслом.

Микеланджело Буонарроти (?) "Терзания святого Антония". 1487-1489. Холст, масло, темпера. 47х35
Микеланджело Буонарроти (?) "Терзания святого Антония". 1487-1489. Холст, масло, темпера. 47х35

Если эта картина действительно принадлежит Буонарроти, то, во-первых, это самая ранняя его сохранившаяся работа, а, во-вторых, это одно из трёх-четырёх его станковых произведений (ведь большая часть его живописи - монументальная).

По некоторым данным, Художественный музей Кимбелла приобрёл картину за 6 миллионов долларов, то есть перед нами и самая дорогая в истории работа, созданная ребёнком.

Ещё про одну картину 15-го века

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОЦЕНИВАЙТЕ!