Главное достоинство рынка состоит в том, что он нивелирует личные ошибки участников- действует эффективно. До той поры, пока эти участники не становятся одновременно жертвами одних и тех же заблуждений и потому рынок становится неэффективным. Это связано с однонаправленным и само-усиливающимся действием следующих базовых заблуждений:
- обязательность и последовательность,
- социальное доказательство,
- авторитет
- дефицит.
Обязательность и последовательность приводит к тому, что человек который купил тот или иной актив и обосновал эту покупку публично -на форумах, в разговорах с друзьями, формирует устойчивую привязанность к той или иной ценной бумаге или активу и становиться ее адвокатом.
Социальное доказательство приводит к тому, что человек находит массовое подтверждение правильности своего решения, даже в тех случаях, когда это совсем не так.
Авторитетные мнения аналитиков и говорящих телевизионных голов, которые часто предпочитают комментировать и прогнозировать исключительно в направлении самоусиливающегося тренда, так же усугубляют приверженность большинства участников "одно-полярному" рынку.
А дефицитная "инсайдерская" наводка и слухи "из достоверных источников" довершают дело.
Сильная тенденция содержит в себе подобного рода явления в той или иной степени. А пузыри и анти-пузыри, содержат эти явления в гипертрофированной форме. В итоге во время пузырей и анти-пузырей наступает период, когда игра в составе превалирующей коалиции теряет смысл,а вот игра против этой коалиции приобретает серьезные основания.
ТТеоретическая составляющая этой проблематики увлекательно описана в книге "Макро-мотивы и микро-поведение" Шилинга . Отчасти эту проблематику рассматривают исследования, посвященные так называем миноритарным играм - или игре Бара Эль Фарола, и смешанным миноритарно-мажоритарным играм. Смысл этой игры применительно к рынкам состоит в том, что участнику для успеха в игре важно принять решение, находясь в меньшинстве, но затем получить прибыль за счет того, что это решение обретает все больше сторонников и игрок становится частью большинства, находясь в нем столь долго, сколько это сохраняет смысл. Т.е. купить на неэффективном рынке и продать на эффективном.
По расчетам Мабоусина и других исследователей, премия за неэффективность не должна рассматриваться только как премия за риск. Это дополнительный компонент. Премия за риск, как раз, свойственна для эффективного рынка. Премия же за неэффективность составляtт большую часть так называемой альфы - превышения результатов управляющих и фондов над средними рыночными показателями. Менеджеры и инвесторы, не инвестирующие в неэффективные рынки, лишаются возможности опережать показатели индексных фондов.
Существенный признак рыночной неэффективности - низкая ликвидность того или иного актива в определенный период времени. Полностью ликвидные рынки не могут быть неэффективными. Для неэффективности важно, чтобы продавец актива испытывал затруднения с поисками покупателя на свои активы. Рынок должен находиться в состоянии рынка покупателя, когда именно покупатель диктует цену на актив.
Следующим признаком неэффективности является то, что продавцы не определяют стоимость на свои активы, ориентируясь на все возможные сценарии развития событий, исходя из оценки вероятностей и значений будущей стоимости данных активов. Даже если есть актив ( пример условный и излишне простой) который , при сценарии ухудшения ситуации с вероятностью 70% просядет на 10%, а в случае улучшения ситуации с вероятностью 30% вырастет на 40%, а продавцы стремятся от него избавится. Стоит отметить, что соотношение вероятностей в пользу неблагоприятного сценария чаще всего и приводит к неэффективности потому, что большинство участников склонны воспринимать вероятность за главный критерий, а исход не принимать в расчет или принимать в гораздо меньшей степени.
Третий признак неэффективности - это исключительно негативный эмоциональный и информационный фон вокруг рассматриваемого актива.
Понятно, что даже этих трех критериев достаточно для понимания того, что принять решение о покупке в подобного рода обстоятельствах будет исключительно непростой психологической задачей. В особенности в тех случаях, когда у принимающего решение человека нет опыта, подтверждающего, что такого рода покупки являются самыми высокодоходными.