Найти в Дзене
CG CHANNEL

Диссоциативное расстройство личности у фрилансера.

Оглавление
Рекламный постер фильма «Сплит» (2016)
Рекламный постер фильма «Сплит» (2016)

Продолжу свои размышления на тему - легко ли быть фрилансером? Первая статья на тему фриланса была посвящена некоторым мифам, которые льют в уши, неискушенным пользователям интернета, маркетологи. Опять же за всех фрилансеров я не говорю, а делюсь личным опытом, набранным за свой многолетний стаж и возможно мои мысли, изложенные в этой статье, помогут новичкам, быстрей прийти к введению системного подхода в своей работе.

Допустим у вас появились первые клиенты и вы получили свой первый гонорар, самое плохое что вы можете сделать, это слить его полностью на свои бытовые нужды. Если вы фрилансер вы уже не человек вы - и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Человек оркестр
Человек оркестр

Любой бизнес пытается автоматизировать и структурировать свою работу, потому что в хаосе, в долгосрочной перспективе, работать невозможно. По моему мнению, фрилансер, если хочет прийти к стабильности и к комфортной работе, должен перенимать и адаптировать под свою специфику многие бизнес процессы.

Для чего это нужно?

Сосредоточившись только на текучке, уповая на приток заказов от постоянных заказчиков, у вас есть все шансы «выпасть» из потока, и в случае очередного кризиса, можно оказаться вообще без заказов и денег, на продолжительный срок.

По сути надо самому себе устроить «Диссоциативное расстройство личности» и создать несколько «персонажей» для решения разного рода бизнес процессов.

Коммерческий директор

Коммерческий директор – это самый главный персонаж в вашем диссоциативном расстройстве.

Коммерческий директор
Коммерческий директор

Адаптирую его функции к фрилансеру:

Стратегическое планирование и диверсификация.

В моей сфере услуг, сложно составить какой-то четкий план продаж, слишком много переменных – проект затянулся из-за правок, проект затянулся из-за заказчика, который не предоставляет нужный материал, ну и в принципе не «рыбный» месяц.

Для таких дней, недель или месяцев должен быть "план Б", если вы состоявшийся специалист и имеете опыт и знания, их можно монетизировать. Если вы новичок, но еще не чувствуете себя экспертом, то можно сосредоточится на работе с источниками пассивного дохода – фотостоки и 3d стоки.

Пару лет назад, я проводил стрим "Пассивный доход | 3D стоки" и, на текущий момент, ничего не поменялось ни в лидерах этого рынка, ни в самом рынке. Как я и говорил на этом стриме, стоки — это поезд в который вы сможете запрыгнуть в любой момент времени.

-4

Бюджет на маркетинг

Вам необходимо удерживать какой-то % с каждого заказа для формирования бюджета на маркетинговые цели.

Аналитика маркетинга

Важно отслеживать эффективность этих трат. Анализ эффективности может быть максимально простой. Например, я потратил в этом месяце 1000 рублей на рекламу, она мне принесла одного клиента с заказом на 10000 рублей. Из этого гонорара я «забираю» 1000 рублей обратно, чтобы восстановить бюджет и еще какой-то % на увеличение баланса бюджета.

Бюджет на развитие

Анализ и покупка нового софта, который позволит увеличить эффективность работы или расширит ваш рынок сбыта. Важно следить за выходящими новинками и оценивать перспективность их внедрения в ваш пайплайн. Небольшие коммерческие скрипты и плагины появляются достаточно часто и стоят бюджетно, но и обвешивать ими свой 3ds max “что бы было” тоже не стоит.

Тут нужно задать себе два вопроса – сколько это сэкономит мне времени и сколько я смогу заработать на его использовании. Формировать эту статью расходов нужно так же системно, откладывая какой-то % с заказа.

Амортизационные расходы

Я сейчас оставлю за кадром, откуда у вас появился первый компьютер, это отдельный разговор, но надо понимать, что вечно работать на «мамкином ноутбуке» вы не будете. Любое оборудование изнашивается. Возрастает сложность задач и вычислений, которые перед вами возникают в процессе развития вашего индивидуального бизнеса. Поэтому необходимо изымать определённый процент из вашего гонорара на покупку нового оборудования. Это простая задача нужно только определить бюджет для покупки новых железок и за два года накопить эту сумму.

Раз в два года актуализировать свое железо, я считаю, вполне достаточно. 2000-3000$ это стандартная сумма для покупки железа в любой момент времени. Если это будет первая покупка, то рекомендую потратиться на вместительный корпус и энергоемкий блок питания, остальные компоненты по ситуации.

Задавайте вопросы в комментариях, если сейчас стоите перед выбором железа.

Бюджет на повышение квалификации.

Эту статью расходов можно было объединить с пунктом "Бюджет на развитие", но выделю этот раздел отдельно, так как не обязательно тратить на это деньги, можно тратить на это время.

Ваше время — это важный и ценный ресурс. На YouTube, лежит достаточно много полезной и бесплатной информации, но обращаться туда нужно по необходимости, для прокачки определенных навыков.

Задачу следует формировать так – я хочу научиться пользоваться модификатором Loft. Затем формируете плейлист из найденного материала и «закрываете» эту тему для себя.

Задачи нужно ставить конкретно, формулировка – я хочу научиться моделировать, не приведут вас к желаемому результату. Изучайте работу отдельных инструментов, это эффективней, чем смотреть как моделят какой-то диван, кресло и светильник.

Если же возникает желание купить какой-то обучающий курс – вы должны понимать насколько эта покупка может увеличит эффективность или качество вашей работы. Задайте этот вопрос перед покупкой курса его автору.

Бюджет на производство контента

Возможно, для вашего "внутреннего маркетолога", понадобиться бюджет на производство контента. Например, изготовление отчетного деморила лучше отдать на сторону, чтобы не испытывать творческих мук при подборе музыкального трека и прочих нюансов, связанных с монтажом видео.

Налоги и взносы

Если работаете официально. В РФ сейчас серьезно взялись за сокращение «серой зоны», безналичные системные переводы рано или поздно могут привлечь внимание к вам.

Резервный фонд

Сейчас только ленивый не пишет о нефтяной войне между РФ и Саудовской Аравией и по прогнозам иностранных СМИ у РФ есть все шансы выиграть в этом кризисе, за счет резервного фонда и прочих мер которые были заблаговременно сделаны исходя из прошлого негативного опыта от низкой нефти. См. пункт «стратегическое планирование». Оставляйте какую-то часть средств на «голодные» дни, недели, месяцы.

Фонд оплаты труда

И вот уже после всех отчислений во все бюджеты, вы можете положить оставшуюся сумму себе в карман.

-5
Кто-то скажет - ей чувак, а что-то еще осталось после всех этих пунктов? Ну я же не говорил, что на все эти пункты вы должны откладывать по 10% от гонорара. Это системная работа. Просто важно вообще выработать привычку что-то откладывать, но откладывать на определенные цели, которые я расписал в задачах вашего Alter ego в лице Коммерческого директора. Даже если это будет заказ на 1000 рублей, часть этой суммы все равно должны уйти в бюджет. Через год или полгода, вы заглядываете на счет и распределяете средства в зависимости от ваших текущих приоритетов.

Маркетолог и Продажник

Маркетолог и Продажник – это "шерочка с машерочкой" и в формате B2C они эффективней работают вместе.

Маркетолог и Продажник
Маркетолог и Продажник

Задачи у этой парочки следующие:

Маркетинговый план

Для эффективного расходования бюджета на маркетинг нужно составить маркетинговый план – план траты денег. Это могут быть расходы на поддержание PRO аккаунтов на фриланс биржах (если они вам приводят клиентов), оплата хостинга и доменного имени у вашего персонального сайта, продвижение в социальных сетях и т.д.

Контент план

Необходимо хотя бы на месяц вперед иметь какой-то материал для обновлений и поддержания своего актуального портфолио. Это очень сложно, я с этим не справляюсь, если честно. Мне кажется необязательно устраивать гонку «кто больше» зальет контента. Для визуализатора можно один или два раза в месяц, актуализировать портфолио.

Продажи

Маркетолог привлекает, продажник продает. Но продажа, после привлечения может не произойти. Почему так происходит? Привлеченный клиент может соскочить из-за нерасторопности продажника.У меня на практике было несколько случаев, когда человек мне не смог продать услугу.

Случай первый – меня заинтересовало портфолио человека, я сам написал ему и задал простой вопрос – «сколько будет стоить если ты будешь делать то, это и вот так» Человек просто не смог оценить свою работу, причем я выслал ему конкретное ТЗ, ни сроков, ни цены он мне так и не смог назвать. Я соскочил, поняв, что продолжать вытягивать из него нужную информацию бесполезно.

Случай второй – похожая ситуация, есть ТЗ, все понятно и прозрачно. Тут мне уже назвали цену, но я так же соскочил и ищу сейчас нового специалиста. Что пошло не так в этом случае? На вопрос, каким способом вы можете принять оплату – ответа я не получил.

Почему произошли эти две ситуации?

В первом случае сперва слажал маркетолог – так как в рекламном объявлении не было четко обозначено, за какую работу готов взяться исполнитель, соответственно «продажник», на прямые вопросы, стал юлить, ему вроде как и хочется продать услугу, но он не знает сколько она стоит, поскольку никогда её не выполнял...

-7

Во втором случае плохо работает только "продажник". Я уже созрел, и цена меня устраивает, но нерасторопность в вопросе «куда заплатить?» меня напрягает, и я начинаю думать, что надо искать нового исполнителя.

-8

Я не буду расписывать все функции отдела продаж в бизнесе, об этом написано достаточно. Для начала, ваш внутренний «продажник» всегда должен быть готовым ответить на вопросы

  1. Сколько вы стоите?
  2. Сколько уйдет времени на выполнение заказа?
  3. Куда заплатить? и предложить не менее 5-ти вариантов
Я сам лажаю регулярно. Не могу выделить время и сделать четкую схему как происходит процесс визуализации и за что клиент должен платить. Это очень актуально для неискушенных клиентов, которые не имели опыта удаленного сотрудничества с визуализатором.

Сайт

Сайт должен стать финальной точкой, куда стекаются все ручейки трафика, это удобно для аналитики, но не обязательно для продаж. Любая площадка (Facebook, Вконтакте, Instagram, YouTube) может стать пунктом назначения, на котором вы будете закрывать сделку, важно только, чтобы там была возможность связаться с вами.

Надо понимать и другой момент, что любая площадка может закрыться, вас забанят, роскомнадзор заблокирует доступ и т.д. и все месяцы работы на раскрутку пойдут коту под хвост. Поэтому персональный сайт обязательно должен быть.

E-mail маркетинг и мессенджеры

Не давайте клиентам «уснуть» раз в месяц напоминайте, не навязчиво, под каким-либо благовидным предлогом, о своём существовании. Тоже не делаю, поскольку не придумал тот самый «благовидный предлог», а быть навязчивым не хочется.

Производственник

Третий персонаж — это непосредственно Производственник. Хорошо отлаженное производство — это ваш спокойный сон.

Работяга
Работяга

Производственник — это работяга, ему не надо думать о клиентах, ему не надо думать о поставках. Он хочет прийти на работу, встать у станка и "выточить деталь" и после смены идти домой к жене и детям. Что бы так было – Коммерческий директор, Отдел Продаж и Маркетинг отдел должны были постараться.

Чем еще нужно обеспечить работягу, кроме самой работы?

Производственная база

Софт, Железо, Сырье. Как писал выше, следите за обновлением железа и ищите софт который оптимизирует вашу работу. Под сырьевой базой я имею ввиду библиотеки с текстурами и 3d моделями.

Логистика

Оптимизируйте вашу «сырьевую» базу. Систематизируйте ваши библиотеки, чтобы вам было удобно с ними работать. У меня на YouTube канале есть обзор плагина Project Manager который позволяет всю вашу библиотеку собрать в одном месте. Купить плагин можно по этой здесь. Я считаю это лучшим вложением средств, если вы хотите увязнуть в архвизе надолго. Так же я проводил стрим «3ds Max | Оптимизация работы», где рассказывал, как оптимизировать свои рабочие процессы.

Рабочий график

Распределяйте свое рабочее время. Для «производства» выделяйте большую часть, но не забывайте, что у вас есть еще Коммерческий директор и маркетинговый отдел с «продажниками» для их деятельности так же нужно выделять какое-то время.

Человеческие ресурсы

Рано или поздно вы не сможете вывозить все заказы самостоятельно. Иногда, выполнять всю работу не целесообразно и можно делегировать часть работ третьим лицам, найти ответственных помощников-коллег задача не из простых, но вполне реализуемая.

Не жлобите по оплате за их услуги, я, иногда, отказываюсь полностью от гонорара в пользу помощника, даже если что-то впоследствии доделываю сам (мелкие нюансы), но это в исключительных ситуациях, когда брать 10% просто нелепо.

"Курсы повышения квалификации"

Ну и не забывайте, что нужно проффесионально постоянно расти. "Деды так жили и нам завещали" это путь в никуда. "Вывозите" вашего работягу на курсы, которые помогут ему работать эффективней и качественей.

Ну что всё еще хотите быть фрилансером?

-10

Подписывайте на удобные для себя каналы получения информации по ссылкам: Яндекс.Дзен | ВКонтакте | YouTube | Instagram