Найти в Дзене
Ареал Добра

Экскурсия по цеху с Варшавянками.

Перенесемся в начало 80-х годов. Вот мы входим в первый пролет СКМ, судокорпусного монтажного цеха завода «Красное Сормово», и видим две дизельные «Варшавянки», толстенькие и черные, все обклеенные резиновыми плитками для снижения акустической заметности. Хорошие корабли, очень удачный 877 проект, продававшийся и на экспорт странам, дружественным Советскому Союзу. Для нашего флота такой корабль назывался «Палтус», а экспортный вариант назвали в честь Варшавского договора. Самая яркая и необычная деталь «Варшавянки», которая сразу бросалась в глаза, это блестящий огромный гребной винт с серповидными лопастями. Полированная многометровая изящная железяка на черном фоне корпуса разбрасывала по цеху золотые и серебряные солнечные зайчики, когда лучи света из фонаря на крыше попадали на нее.

Сделать такое без станка с ЧПУ было невозможно, пришлось окольными путями купить, а, по сути, выкрасть уникальный станок у врагов, поскольку мы таких станков еще не делали, а враги распространяли эмбарго на высокотехнологичное оборудование. Как-то, через третьи страны, через седьмые руки, добыли станочек, и вот сверкает винт и радует, почище иной абстрактной скульптуры. За малошумность, которая у этих кораблей достигалась, конечно, комплексом мер, но винт в этом достижении играл далеко не последнюю скрипку, такие лодки заслуженно прозвали «Черными дырами».

Для Польши строили «Варшавы», для Индии и для Китая. Были у проекта улучшения и разные модификации. Забегая очень далеко, в наше светлейшее будущее, скажу, что последняя большая лодка, покинувшая гавань Сормовского завода, как раз была китайская «Варшавянка». Хитрованы из Поднебесной в хаосе постперестроечных проблем, когда завод уже стал загибаться, решили не брать готовый корабль, а потребовали сделать им «Ладу» - лодку нового 677 проекта, как бы «СуперВаршаву», и были готовы доплатить, аванс- то они давно отдали.

Но завод уже ничего не мог, к тому же с «Ладами» вообще получился некоторый конфуз из-за устаревшей энергетической установки и гидроакустического комплекса, поэтому проект дорабатывали и модернизировали, и так, до сих пор, в первоначальном виде на вооружение и не приняли. Хотя головной корабль серии «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. А погрустневшую, никому не нужную «Варшаву» качала у заводского пирса волжская волна аж до 2005 года, когда китайцы, все же задумались о синицах и журавлях, и забрали бедняжку в свое желтое море.

Варшавянка
Варшавянка

Ловлю себя на мысли, что непоследователен. Я написал, - зайдя в пролет цеха видишь две подлодки, - как будто человек в гараж вошел, и увидел две «Газели». Лодки-то что же, на полу, что ли, лежат!?- спросит пытливый читатель, и конечно, его возмущенное удивление справедливо. Нет, не на полу! Ибо есть на Сормовском заводе такое чудо инженерной мысли, как трансбордер, или уважительно- Большой трансбордер. В довоенные времена ни о каких трансбордерах завод и не мечтал, строили все суда, и лодки, в том числе, дедовским методом с помощью судоямы, т.е. некоего подобия сухого дока, но вырытого в земле у речного берега. Можно назвать это искусственным затоном, на дне которого строили на кильблоках корабль, а потом разрушали перемычку, затопляли яму водой, и выводили готовое изделие на простор речной волны.

Но все это медленно, неудобно, и конвейерной сборки с такой технологией не сделаешь. И вот появился, трудами сормовичей, Великий большой трансбордер. На берегу заводской гавани сделан пологий бетонный спуск, уходящий в воду. Ширина этого бетонного уклона- метров, эдак, сто сорок. По спуску, называемому слипом (от английского глагола «скользить» или «сползать»), проложены многочисленные рельсы перпендикулярно береговой линии, а по ним перемещается лебедками, огромная платформа. На платформе тоже проложены рельсы, уже вдоль нее. А по этим вторым рельсам может ездить другие платформы с кильблоками, т. е. опорами под корпус корабля, вот на таких телегах и строятся пароходы в пролетах.

С помощью всей этой хитрой механики корабль на своей телеге можно возить из цеха в цех или переставлять из пролета в пролет, а, главное, спускать плавно и осторожно на воду, когда телега с пароходом уезжает прямо на дно гавани, или доставать обратно. Тогда пароход выставляют на воде так, чтобы он попал на нужные кильблоки и потихоньку вытаскивают платформу, и корабль, как младенец в люльке, выезжает на сушу.

Обычно в то время на заводе было одновременно четыре «Варшавы». Например, три - в СКМ, и одна в заводской гавани. Дизельная торпедная подлодка по конструкции, конечно, проще атомной, и имеет как-бы стандартное устройство. Вот смотришь в музее на автомобиль «Мерседес» двадцатых годов и сравниваешь с нынешним «Мерседесом». По большому счету все- похоже, ну кроме электроники. Во всяком случае водитель из двадцатых не очень удивится, увидев те-же четыре колеса, спереди все тот же двигатель внутреннего сгорания с коленвалом и поршнями, руль, кардан и т. д., то есть прогресс не в общей идее, а лишь в деталях.

Так вот, дизельные подлодки довоенного и послевоенного периода похожи: спереди торпедный отсек, дальше центральный пост - отсек управления, потом- жилой отсек, камбуз, и все прочее для жизни; потом – двигатели: обычно два дизеля побортно, или три как на сормовских кораблях проекта 641Б «Сом».

Шведы, кстати, ставят вместо дизелей двигатели Стирлинга, там нет клапанов и на порядок меньше шума при работе. На выходящем из каждого дизеля валу через муфту подключены гребные электродвигатели, потом – главные упорные подшипники, приводы рулей, дейдвудный сальник для прохода вала через корпус, винт, и все. В трюмах отсеков обычно две аккумуляторные ямы. На таких дизельных лодках часть команды живет в оконечных отсеках, прямо рядом с торпедами. Короче, побывав на одной, не заблудишься и на любой другой.

Вернее, так было у нас до появления «Палтуса», или его экспортной сестры «Варшавянки». Тут ЦКБ «Рубин» наконец-то сказал новое слово. Дело в том, что эта субмарина сделана с полным электродвижением, т.е. главный ее двигатель – электромотор! А два относительно маломощных дизеля только иногда крутят генераторы для подзарядки увеличенных аккумуляторных батарей. «Варшава» для не атомохода – просто дворец.

От центрального поста идет широкий и пологий трап, прямо парадная лестница на «Титанике». Обычно на субмаринах трапы- вертикальные. Только на самых больших в мире лодках, наших атомных «Акулах», есть такие широкие изогнутые променады от рубки в корпус. Поэтому не ожидаешь увидеть что-то подобное на дизельной. Из-за того, что корпус широкий, на «Варшаве» не создается ощущения тесноты. И пусть она - не «Барракуда», она тоже трехпалубная с первого по третий отсек. И если на «Барракуде» - первый отсек - как спортзал, то на «Варшаве» торпедное оружие только на его верхней палубе, а вторая – жилая.

Мы видим то же дерево в облицовке кают, и тоже многоцветие приборов в центральном посту. В четвертом отсеке вместо реактора- два дизель-генератора примерно по 1500 л.с. Между ними – проход в пятый отсек, посередине которого царственно расположился электромотор: чудище в пять с половиной тысяч лошадиных сил. А в шестом отсеке имеются малошумные двигатели подкрадывания: два электромоторчика по 150 л.с. крутят спрятанные в дугообразных каналах корпуса водометы. С проектом 877 Советский Союз совершил технологический скачек, получив оружие превосходства в подводном бою над любым аналогичным противником, поэтому «Варшава» и разошлась по миру в десятках экземпляров.

В конце нашей экскурсии мысленно встанем на пол в цеху, и полюбуемся на объемный корпус субмарины, который женщины-рабочие старательно обклеивали толстыми черными шумопоглощающими плитками, притягивая их к обшивке специальными струбцинами. Клеится микропористая эта резина суперсекретным и суперпрочным чудо-клеем, и работали с ним обычно особы женского пола. Клей - двухкомпонентный, густой, как мед и желтый на вид, причем носили его обычно в жестяных ведрах. Если компонент Х залить в жидкость Y и смешать, то полученным зельем можно запросто приклеить человека к потолку за подошвы. Только эту заразу надо мазать быстро, а то пройдет немного времени, и получишь вместо меда в ведре- кусок янтаря на восемь килограммов, намертво приросший к оному.

Так что женщины в робах с кистями и ведрами, всегда двигались стремительно, подбадривая друг друга громкими криками, как чайки над волжской волной, украшая речь виньетками обсценной лексики.

статья про поющий подшипник
статья про умельцев нашего завода
статья как хитрили на производстве
статья про аварию на АПЛ "Комсомолец"
про невыносимый груз и летающую кувалду

Всем добра.