В пятницу у меня был увлекательный вечер, посвящённый общению с мошенниками, действующими от имени Сбербанка.
Атаки мошенников становятся все более изощрёнными и хорошо подготовленными. Ощущение, что вы общаетесь именно с банком 💯
⠀
Вечером, уже после окончания рабочего дня в банке, поступил звонок с федерального номера, который отличается от Сбера только перестановкой одной цифры, представились сотрудником банка и запросили подтверждения совершаемого в настоящий момент перевода.
⠀
Такие звонки действительно осуществляются сотрудниками банка, если у них есть сомнения в операции, я с этим лично сталкивалась, и в те разы действительно подтверждала свои переводы по телефону. То есть с процедурой подтверждения переводов я сталкивалась, а вот с отменой - как раз нет.
⠀
В этот момент я никаких операций не совершала, о чем и сообщила. После чего сотрудник сообщил, что есть подозрение о мошеннических действиях с использованием моей карты.
⠀
‼️⚠️ И для дальнейших действий по предотвращению мне сейчас поступит смс с номера 900. Смс сразу же поступило. После этого он перевёл меня на другого сотрудника для отмены операций по списанию денег.
⠀
Там опять у меня очень детально спрашивали, совершаю ли я такие-то операции. После этого для моей идентификации попросили назвать полный номер карты ❗️( вот тут я сильно насторожилась, но в самом номере карты ничего криминального нет, с этими данными ничего не сделаешь). Практически уверенная после смс с номера 900, что общаюсь именно с Сбербанком, я согласилась и назвала.
⠀
После этого якобы началась процедура отмены этих операций. И в определённый момент девушка сказала, что сейчас переведёт меня на ❗️роботизированую систему, через которую и будет совершена отмена, так как сотрудникам такие данные озвучивать нельзя.
⠀
А роботизированой системе нужно озвучить cvc код ( 3 цифры на обороте карты), и сказать «отмена платежа» после этого якобы произойдёт отмена перевода.
⠀
В этом месте я чётко понимаю, что знание полного номера карты и кода в один клик полностью списывает все мои деньги, и отказываюсь.
⠀
Следующий час я общаюсь с 4 разными сотрудниками, которые убеждают меня, что они сотрудники фин мониторинга Сбербанка и пытаются предотвратить мошеннические операции по моей карте,
⁃ что все мои данные дискредитированы,
⁃ что онлайн-кабинет взломан,
⁃ что на моей телефоне стоит переадресация и я попаду не на номер 900, если позвоню, а к мошенникам,
⁃ что есть подозрение об утечке данных через моего персонального менеджера,
⁃ что у них открытая сессия по моих транзакциям, и они могут либо подтвердить их, либо отклонить с помощью полной верификации через робота.
⠀
Создано полное ощущение аутентичности - шум коол-центра, переключение по мини-АТС, звук роботизированной системы идентичен настоящей.
⠀
В течение часа эти люди убеждали меня, что пытаются мне помочь, а я - им, что они - голос в трубке.
⠀
За это время я успела зайти на сайт Сбербанка, сверить телефон, найти отличия, вывести все деньги с карты, и прочитать параллельно с беседой статью о последних достижениях мошенников.
⠀
Что могу сказать - будьте бдительны. Сотрудникам банка не нужен полный номер карты, не нужен cvc код для их действий.
На что сделан психологический упор в данном случае?
На полное ощущение аутентичности, в которое вы погружаетесь, смс с номера 900 (привычный порядок), все эти шумы, звуки, формат разговора, манера общения банковских сотрудников.
А также сильно действует тревога, что прямо сейчас мошенники взламывают ваши счета, всё это вместе способно сильно поколебать здравый смысл.
⠀