Недавно я посмотрел восхитительный мультфильм Violet Evergarden, снятый по одноимённому роману японского писателя Каны Акацуки. Мой опыт просмотра японской анимации сравнительно небогат, но, даже оглядываясь на картины режиссёра Хаяо Миядзаки, я готов назвать этот мультфильм шедевром.
Шедевром я его назову в первую очередь из-за сложности исполнения. Вы только взгляните на то, с каким вниманием к деталям, с какой любовью к своему делу, художники рисовали этот мир. Капельки дождя, стекающего по различным поверхностям, блики и всполохи, имеющие сотни градаций на разных поверхностях, колышущаяся трава и детально прорисованная листва, сорванная порывом ветра. Всё это требует сотен человекочасов на создание одних лишь эскизов для каждой серии. Если вы будете смотреть этот сериал, постарайтесь найти его в максимально хорошем качестве. Сжатая картинка в низком разрешении не передаст вам всех трудов аниматоров...
Сюжет. История Вайолетт состоит из тринадцати новелл. Новелл о совершенно разных людях, которые друг с другом связаны косвенно, либо не связаны вовсе. Вайолетт, некогда бывшая солдатом, а теперь пишущая письма по заказу разных людей, пытается понять смысл слов "я люблю тебя", услышанных от офицера незадолго до смерти.
И вот тут я попытаюсь понять что же чувствует несчастная Вайолетт. Она - солдат, совершенно не знакомый с "внешним миром". Её жизнь прошла в бесконечных тренировках и битвах. Всё, чему её учили, состояло лишь в подчинении и рациональном расходовании ресурсов организма. Никаких эмоций. Только приказы, цели, точные рефлексы, ничего более. Фактически она человек, выращенный в инкубаторе. В жёстких условиях, которые сформировали её характер. Искренний, точный, скупой на эмоции.
Попав под командование майора Гилберта, девочка постепенно начинает учиться разговаривать (хотя оружию это не нужно), читать и даже писать. Майор не видел в ней бездушную машину. Он ощущал всю несправедливость по отношению к ребёнку. Она не виновата в том, что её такой сделали. Это ощущение "душило" майора и он всячески пытался ей помочь. Уберечь от отношения как к предмету. Пытался объяснить, что чувствует, пытался. Но не мог... Мышление человека так быстро не меняется. Но всё же её глаза и её мимика прекрасно демонстрировали, что она чувствует. У неё есть переживания, но объяснить этого она не в силах. Так выглядит безысходность. Вязкая и холодная безысходность.
Майора не стало. Он погиб, пытаясь защитить её. Последнее что он успел сказать перед смертью: "Выживи и стань свободной, прошу. Вайолетт. Я люблю тебя".
С этого момента начинаются попытки Вайолетт понять значение этих слов. Она ещё не знает, что майор погиб. И несмотря на то, что война закончилась, она всё ещё ждёт его приказов.
Мышление девушки последовательно. Она не знает, что можно мыслить не в заданных военной обстановкой рамках. Нет вкусов в одежде, еде, напитках. А оценка любой ситуации сводится к сухому аналитическому отчёту. Попытайтесь ощутить суть такого словосочетания, как "поступать правильно". У всех есть свои рамки, связанные с этим словосочетанием. Вспомните ситуации, когда вы уверены в своём решении, несмотря на то, что окружающие этот выбор понять не могут. Странное ощущение, правда?
Работая в качестве писчего для разных заказчиков, Вайолетт постепенно начинает понимать эмоции окружающих. В виду того, что Вайолетт совершенно искренний человек, она подобно ребёнку совершала наивные поступки. В мультфильме множество трогательных сцен, в которых она принимает непосредственное участие (взять к примеру сцену, в которой она взяв зонтик погибшей дочери писателя-драматурга, пытается пробежать по листьям, плывущим на поверхности пруда). Насколько труден путь к становлению человеком, а не солдатом, мы видим на протяжении всего сериала. Не менее важным фактором для её поведения, является чувство вины. Вайолетт пыталась вытащить майора. Позже узнав о его смерти она обрела уверенность, что Гилберт погиб именно по её вине.
Мне сложно выделить некоторый главный посыл мультфильма. Очень сложно, правда. С одной стороны мы видим пример реформы человеческого мышления. Когда человека вытаскивают из одной «социальной атмосферы» и помещают в совершенно другую, вполне естественно, что принять её будет трудно. С другой мы видим во что можно превратить человека. Разумеется любой скажет: «Так нельзя. Это неправильно, несправедливо и в конце концов жестоко.»
И, наконец, последнее. Как выразился Клаудия Ходжинс: «Ты горишь, Вайолетт. Однажды ты поймёшь это и впервые заметишь свои ожоги.» Как трудно описать происходящее в женском сердце, так же трудно было понять Вайолетт самой, что именно она чувствует, и как помочь окружающим ей в этом.
Спасибо, что дочитали до конца.