Найти в Дзене
Черный плащ

Монахи Шаолинь

Оглавление

Монахи Шаолинь — буддистские монахи-воины из легендарного монастыря Шаолинь,которые отличались спокойствием, волей, бесстрашием, безразличным отношением ко всем возможным лишениям и страданиям.

Шаолиньсы (кит. "Монастырь молодого леса") был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.

Место для постройки монастыря было выбрано не случайно. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники.Первоначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Основателем и первым настоятелем монастыря был буддийский монах и миссионер Бато, известный также под именем Фото (Будда То). Как и любой наставник, Бато стремился сделать монастырь чем-то исключительным, своеобразной жемчужиной китайского буддизма. Поэтому он тщательно подошел к отбору первых монахов и их обучению.

Гора Суньшань
Гора Суньшань
Шаолиньское кунг-фу на горе Суншань
Шаолиньское кунг-фу на горе Суншань

Монастырь быстро развивался, количество отшельников колебалось от нескольких десятков до двухсот-трехсот человек. Основной целью пребывания в монастыре стало "прозрение природы Будды" на основе сидячей медитации и активных физических упражнений, включающих занятия ушу, а также работы по благоустройству монастыря и в монастырском саду. Между наставниками постепенно происходит дифференциация — выделяется особый разряд людей, чьей основной задачей становится преподавание ушу. Назывались они либо просто учителя кулачного боя (цюаньши), либо "старейшины в преподавании боевого искусства" (уцзяотоу). Они разрабатывают не только приемы кулачного боя, но и принципы работы с оружием, причем большинство таких методов не изобретается самими монахами, а приходит от народных учителей-мирян.

Согласно устным преданиям, в 520 году в Китай из Индии пришел 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, на китайский его имя транскрибировалось как Дамо. Он был сыном богатого индийского принца, однако решил оставить светскую жизнь и посвятить себя буддийскому учению. После долгих странствий по Китаю судьба привела его в небольшой монастырь Шаолинь в горах Суншань. Дамо проповедовал, что целью буддизма является "прозреть сердце Будды", то есть реализовать Будду внутри себя. Стать Буддой можно было "здесь и сейчас" в акте непосредственного и интуитивного восприятия истины, свободно и полно входящей в незамутненный разум человека.

Дамо
Дамо

Почувствовав, что не находит понимания среди монахов монастыря, Дамо удалился в пещеру, расположенную неподалеку, где, обратившись лицом к стене, провел в позе сидячей медитации (цзочань) почти девять лет. Патриарх погрузился в состояние глубокого самосозерцания и лишь однажды, как рассказывают легенды, он заснул. Проснувшись, Дамо, в гневе на самого себя, вырвал собственные ресницы и бросил их на землю, и из них выросли кусты ароматного чая, который пьют буддисты в периоды долгой медитации, взбадривая сознание. Именно отсюда берет свой смысл чайная церемония, пришедшая в XII веке из Китая в Японию вместе с чаньскими монахами. Через девять лет "созерцания стены" монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. От патриарха веяло такой глубокой духовностью, такой сокровенной тайной бытия, что послушники приняли учение сурового наставника как единственно верное.

После того, как Дамо просидел девять лет в созерцании, он не смог подняться из-за того, что его ноги потеряли двигательную способность. Но патриарх, используя особый комплекс упражнений, восстановил активность своих ног и предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Эти упражнения якобы представляли собой комплексы кулачного боя, владения монашеским посохом и дыхательно-медитативные методики.

-5

Так ушу вошло в комплекс морально-нравственной и духовной подготовки монахов. Дамо конкретизировал то духовное учение, которым должны были обладать его последователи. Оно выражалось практическим требованием:

  1. "Два проникновения" — это два способа достижения просветления. Первый — достижение просветления путем внутреннего духовного развития и созерцания ("духовное проникновение"), второй — путем совершения практических действий, то есть добрых дел ("проникновение посредством действия"). Таким образом постулировалась неразрывная связь внешнего и внутреннего, физического и психического, видимого явления и его метафизического символа.
  2. "Духовное проникновение" стало фундаментом, на котором в течение многих веков возводилось здание шаолиньской школы ушу. Методики "духовного проникновения" позволяли обрести "истинное состояние" сознания, недоступное обычным людям, выйти на качественно другой уровень переживания мира и достичь таким образом высшего знания.
  3. "Проникновение посредством действия" предусматривало четыре вида поступков — "четыре действия". Они включали воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение Дхарме (буддийскому учению), следование судьбе. Принцип "воздаяния за зло" подсказал монахам тот путь, по которому шло слияние боевых искусств и некоторых постулатов чань-буддизма.

Активное развитие туризма, большой интерес к буддизму, превратили храм в место туристического паломничества. Каждый монах Шаолиня уникален и вызывает неподдельный интерес. Правительство Китая, оценив такую ситуацию, решило внести немалые средства на развитие Шаолиньского храма. Интерес к боевым искусствам заставил руководство страны выстроить несколько спортивных школ в близком расположении к храму, где современные монахи преподают искусство ведения боя.

-6

Современные шаолиньсы придерживаются определенных принципов в жизни. Нарушать их они не имеют право. Это:

  • ежедневно убирай свое жилище;
  • используя тройной принцип (стены, пол, одежда);
  • постоянно укрепляй тело, дух, выполняя определенные упражнения; совершенствую боевое искусство не ради собственной защиты, а для укрепления здоровья, улучшения циркуляции крови;
  • уважительно относись к наставнику в ежедневных общениях с ним; не пренебрегай общениями с мирянами, будь обходителен с собратьями; никогда не опускайся до выяснения отношений;
  • употребление мяса, вина – тяжелейший грех; мужеложство, женщины ведут к гневу неба, все монахи должны исключать это;
  • не обучай технике ведения боя мирян, не имеющих желания познать это; исключи из своей жизни дух соперничества, соблюдай правила приличия.

Это основные, но далеко не все заповеди, которых в обязательном порядке придерживается каждый китайский монах Шаолиня. Такой образ жизни, ежедневная уборка и занятия благоприятно сказываются на здоровье каждого обитателя монастыря и, наверное, частично объясняет причину их долголетия.

-7

Каждый человек мечтает прожить долгую, счастливую жизнь до глубокой старости. Но мирские проблемы, стрессы, неполноценное питание, вредные привычки значительно сокращают продолжительность жизни. Это никак не относится к мужчинам монашеского происхождения. Почти все они живут долго, сохраняя здравый ум, ясную память и возможность вести активную жизнь. Они не лишены многих благ цивилизации. В монастыре есть телевизоры, практически каждый имеет мобильный телефон, многие ездят на автомобилях, проходят обучения в вузах. Находясь вне монастыря, каждый из них строго соблюдает тот образ жизни, который он вел ранее. Может быть в этом кроется феномен долголетия.

-8
-9