В середине 19 века в театральных кругах Петербурга был знаменит, уважаем и влиятелен статский советник Рафаил Михайлович Зотов.
Он известен и в наши дни как автор исторического детектива «Таинственный монах». А в те времена театралы были ему обязаны еще и как переводчику мириад пьес и оперных либретто.
Зотов заведовал репертуаром и был «на короткой ноге» с директором Императорских театров обеих столиц Александром Михайловичем Гедеоновым. Словом, Рафаил Михайлович был Гог-Магог в театральной дирекции.
Но как правдиво заметил поэт Иван Дмитриев «На счастье прочно всяк надежду кинь…», настали и для Зотова голодные деньки. Между ним и Гедеоновым пробежала черная кошка и они рассорились.
Будучи уверенным в своем неотразимом влиянии на Гедеонова, Зотов заспорил с ним об одной водевильной актрисе, да так что перепалка переросла в жестокую ссору. Дело кончилось тем, что Зотов письменно вызвал Гедеонова из-за дамы на дуэль.
Получив письмо, Гедеонов поехал к министру двора Петру Михайловичу Волконскому и преподнес ему вызов от буйного репертуарного директора. Волконский пересказал комичный сюжет ссоры государю Николаю Павловичу. Царь долго смеялся, но уволил Зотова без апелляций и содержания.
Положение бывшей «звезды» было печальное, средств на жизнь у него не было. Его спасло отличное знание иностранных языков и он нашел работу у издателя Греча.
Зотову поручили делать подборку из иностранной прессы для «Северной Пчелы». И так жил он «из куля в рогожку», вспоминая былые времена, пока Фортуна не сжалилась над ним.
Тем временем, в Петербурге закончили строительство первого постоянного моста, детища инженера Кербедза.
Со времен Петра Великого о постоянном мосте через Неву мечтали все: и правители, и жители. Но цель казалась недостижимой. И вот нашелся человек, который осуществил этот смелый план. Говорили, что Кербедз обучаясь еще на младших курсах в институте Путей сообщения задумал этот проект.
После выпуска из учебного заведения Кербедз представил главноуправляющему путей сообщения и публичных зданий графу Петру Андреевичу Клейнмихелю подробные планы и сметы задуманного моста.
Легенда говорит, что когда Клейнмихель нашел этот проект среди других, то сделал на нем пометку: "Впредь не предоставлять мне вычислений в непонятных десятичных дробях!". Так или нет, но проекту дали зеленый свет.
После долгих дебатов, под саркастическое шипение недоброжелателей, проект "сверху" все-таки одобрили.
Строительство велось под контролем государя, почти ежедневно он приезжал осмотреть стройку.
С каждым завершенным этапом строительства Кербедз получал новое звание. Дело дошло до полковника, а во время праздничного открытия движения по мосту император поздравил счастливого строителя генералом.
Николай Павлович назвал мост Благовещенским и довольный результатом расцеловал главноуправляющего Клейнмихеля прямо на мосту.
На утро после торжества в «Северной Пчеле» появилось стихотворение, подписанное Рафаил Зотов, из которого остались живы нехитрые строки:
«Царь Николай-наш повелитель,
А граф Клейнмихель-исполнитель»
Клейнмихель увидел мадригал и распорядился немедленно доставить автора пред свои светлы очи. Приказано-сделано. И вот Зотов, затаив дыхание, переступает порог кабинета грозного чиновника.
Дальше было примерно следующее. Путейский бог, бегло окинув взглядом вошедшего спросил:
-Вы, Рафаил Зотов? Вашего сочинения эти стихи?
-Точно так, ваше сиятельство
-Служите или в отставке?
-В отставке…
-Хотите у меня служить?
-Почту за великое счастье…
-С нынешнего дня вы назначены членом совета путей сообщения, с жалованьем 1200 рублей в год. Довольны?
-Слов не нахожу, как рад
-Можете идти…
Зотов отвесил красноречивый поклон и вышел из кабинета. Шел домой поэт ног под собой не чуя от счастья.
Вот ведь как…Что творит сила поэзии! А всего несколько простых строк.
P.S. Зотов дослужился до пенсии и умер в преклонном возрасте.
Подписывайтесь на канал Русский архив