Найти тему
VA Кузнецов

Библиотечка патриота. Выдержки из книги «От смолёной бочки до невидимки «Хаски»

Часть I. История ВМФ России.

«Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории»

Н. Чернышевский

Россия — великая морская держава. В этом праве она утверждалась походами своих сыновей, открытиями в Мировом океане, границами территории. Из 60 тысяч пограничных километров более двух третей проходит по океанам, морям, озёрам и рекам. Защита берегов Отечества — священная обязанность российского Военно-Морского Флота, к созданию которого имеет прямое отношение самый прогрессивный монарх Пётр Алексеевич Романов. Подписывая Указ от 20 октября 1696 года, Пётр Первый говорил: «Государство, имеющее армию — руку одну имеет, а имеющее флот — две».

На мачтах боевых российских кораблей Пётр Великий повелел поднимать Андреевский флаг — в честь апостола Андрея Первозванного (юный рыбак, первым признавший Иисуса, потому и Первозванный, принял смерть на кресте, поставленном наискось — буквой «Х»). Апостол Андрей был основателем византийской церкви.

Андреевский флаг.
Андреевский флаг.

Андрей Первозванный считается небесным покровителем Руси. Пётр первый учредил орден Андрея Первозванного и флаг — наклонённый синий крест на белом полотнище.

Флаг ВМФ СССР.
Флаг ВМФ СССР.

После революции 1917 года Андреевский флаг был заменён флагом РСФСР, а с 27 мая 1935 года наш флот нёс службу под новым военно-морским флагом СССР. 26 июля 1992 года военному флоту России был возвращён Андреевский флаг, прочно связанный с верой и Отечеством. Это символ бессмертия нашего флота. Каждый мужчина, становясь моряком, отдаёт себе отчёт, что готов лишиться жизни за флаг и Отечество. Флаг, поднятый на мачте, является знаменем корабля, служит символом воинской чести, доблести и славы. «Все воинские корабли Российские не должны ни пред кем спускать флаги, вымпелы и марсели под страхом лишения живота», — собственноручно вписал в Морской устав Пётр Первый.

Годом рождения российского Военно-Морского Флота историки считают 1696-й. На реке Воронеж из местного строевого леса началось серийное производство морских галер и парусников различных размеров. Был спущен на воду даже линейный корабль — личный проект Петра Первого, что подчёркивает его невероятную увлечённость морским делом.

Но это было уже второе рождение русского флота. Англичанин Фред Т. Джейн утверждал: «Распространённое мнение, что русский флот основан лишь Петром Романовым. Но он по праву считается более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первый английский корабль, русские уже бились в жестоких морских битвах. И тысячу лет назад лучшими моряками своего времени были они — русские». Доктор исторических наук П.М. Золин, ссылаясь на описание в русских летописях похода Олега на Царьград в 907 году, подчёркивает, что дружины Аскольда имели крупные ладьи, с которых высаживали десант.

Русская ладья, IX - XVII век.
Русская ладья, IX - XVII век.
Дощаник, каюк и коч, XVI век.
Дощаник, каюк и коч, XVI век.

Флот у наших предков славян был — явная историческая реальность. Корабли руссов плавали по великому пути «из варяг в греки». Не зря же в старину греки, персы и народы Западной Европы Чёрное море именовали Русским морем, а северные земли Азово-Черноморского побережья принадлежали России. Под шумок татаро-монгольских набегов на русские княжества турки завладели этими землями, а прибалтийские территории под себя прибрали шведы. Российским морякам остались только северные моря, которыми казаки-мореходы шли «встреч солнца» — огибали Чукотский мыс и плавали по Тихому океану к берегам Америки, Японии, Китая; проложили курсы к Гавайским островам.

Взойдя на трон и «прорубив окно» в Европу, Пётр Романов твёрдой ногой стал на берег Балтийского моря, не забывая притом о землях у Азовского и Чёрного морей. Однако без флота он вряд ли мог осуществить задуманное. Место для строительства флота выбрали на реке Воронеж, впадающей в Дон, — водная дорога к Азовскому морю. Пётр так и назвал строящиеся корабли — «Азовским флотом». Строительство российских кораблей очень встревожило Османскую империю и Шведскую корону. Располагая мощным по тем временам флотом, шведы начали Северную войну, надеясь на скорый успех. Но наши предки думали иначе. Построив в кратчайший срок галерную эскадру, Пётр Первый провёл гениальную операцию, достойную великого полководца. Он распорядился протащить корабли по деревянным мосткам через перешеек на полуострове Гангут (Ханко). 7 августа 1714 года, преодолев двухкилометровый сухопутный отрезок пути, гребные корабли россиян стали на воду. 9 августа русские галеры, ведомые командором Змаевичем, совместно с отрядом бригадира Лефорта, прорвались в Абоские шхеры и атаковали эскадру адмирала Эреншельда. В абордажных схватках русские моряки пленили корабли противника. В том сражении погибли 360 шведских воинов, 587 сдались в плен. Потери россиян: одна галера, 342 человека ранено и 124 — убито. Гангутскую баталию Пётр назовёт «морской Полтавой», после которой наша страна утвердилась в мировой политике. И уже ни одна европейская проблема не обсуждалась без участия россиян.

Фрегат "Орёл", XVIII век.
Фрегат "Орёл", XVIII век.

А это уже корабли XX-го столетия.

Торпедный катер ВМФ СССР.  1978 г.
Торпедный катер ВМФ СССР. 1978 г.
Авианосец "Минск". 1981 г.
Авианосец "Минск". 1981 г.

Продолжение следует.