Найти тему
Авиатехник

ЭКИП - безаэродромный летательный аппарат, или "летающее крыло". Разработка СССР начала 1980-х.

Свое необычное название данный летательный аппарат получил сразу от двух значимых слов: экология и прогресс. Сокращенно - ЭКИП.

ЭКИП разрабатывался ещё в начале 1980-х годов. Автором идеи являлся советский авиаконструктор Л.Н. Щукин. Летательный аппарат представляет собой воздушное судно, построенно по типу "летающее крыло".

Фюзеляж имеет дисковую форму. Вместо шасси использовалась воздушная подушка. Принцип действия схож с экранопланом.

Необычная конструкция была принята во внимание благодаря своему полезному внутреннему объему, которого так не хватало современным на тот момент самолетам. Более того, благодаря использованию дисковидного корпуса снижались некоторые затраты, связанные с обслуживанием и эксплуатацией данного летательного аппарата.

-2

Предположительная высота полёта будущего аппарата составляла от трёх метров до десяти километров. Крейсерская скорость - чуть больше 600 км/ч. Дальность полета - до 6 тыс. км.

ЭКИП имел возможность передвигаться вблизи водной поверхности или земли. Конструкторы планировали создать несколько модификаций, характеристики и назначение которых явно различались.

-3

Данный ЛА называли безаэродромным по одной простой причине - ЭКИП в качестве шасси использовал воздушную подушку. Для взлёта ему необходима была небольшая длина разбега - 600 м.

При отказе маршевых двигателей аппарат мог совершить безаварийную посадку на неподготовленную площадку (в том числе и на водную гладь, однако при работающем вспомогательном двигателе).

-4

В качестве силовой установки использовались два и более маршевых двухконтурных турбореактивных двигателя, а также несколько двухгенераторных турбовальных двигателей.

Чтобы не возникало аэродинамического сопротивления во время полёта, ЭКИП имел возможность применения системы управления пограничным слоем, создавая безотрывное аэродинамическое обтекание.

-5

Лишь в 1993 году были построены два полноразмерных ЭКИП. Сделано это было уже при Российском правительстве, после перестройки. Проект хотели финансировать для дальнейшего серийного выпуска, однако ближе к 2000-м годам начались проблемы с деньгами.

-6

Директор Саратовского авиазавода пытался найти инвесторов за рубежом (США), однако они не хотели развивать проект параллельно с Россией. В конце-концов в 2003 году все разработки на Саратовском авиазаводе прекратились, но при этом всё-таки был создан российско-американский вариант ЭКИП.

Если вам понравился данный материал, можете поддержать его пальцем вверх! Подписывайтесь на канал :)

Читайте далее: Су-15 «П» - советский истребитель-перехватчик с двигателями тандемной схемы

-7