Древнеримская армия за века своей истории постепенно эволюционировала. Начиная с де-факто племенных италийских ополчений и заканчивая многочисленными легионами средиземноморской империи.
Нельзя сказать, что римские легионы резко деградировали в какой-то определенный исторический момент и на смену им пришли полу-наемные отряды варварских вождей. Процесс протекал постепенно.
Римляне еще в ранне-республиканский период не стеснялись привлекать к важным кампаниям представителей покоренных народов, в основном — италиков.
Позднейшие территориальные приобретения Рима тоже сложно себе представить без участия в таком процессе ауксилий — отдельных подразделений из «лиц без римского гражданства». У Гая Юлия Цезаря, например, галльско-германские всадники приняли участие в Гражданской войне. И со стороны Гнея Помпея там тоже было немало «наемников», от греков до испанцев.
Однако даже при первых римских императорах вопрос массовой варваризации вооруженных сил на повестке дня не стоял. Хотя бывшие бойцы акусилий после верной службы на протяжении четверти века получали римское гражданство.
Интересно мнение американского историка первой половины двадцатого века, Хоффмана Никерсона. Живя в уже слегка подгнившей, но все же колониальной эпохе, данный автор проводил исторические параллели с далеким прошлым.
Что и говорить, Рим на фоне других земель того периода выглядел относительно цивилизованным. А потому, особенно при отсутствии завоевательных походов, «коренные римляне» все чаще предпочитали военной карьере гражданскую. Уют городов контрастировал с полной опасности жизнью на приграничных территориях. А потому:
«Правительство империи было вынуждено справляться с этим, применяя такое же средство, которое мы наблюдаем сейчас в колониальных армиях Англии и Франции, то есть прием на службу варваров...»
Поначалу такое решение все еще не нарушало «внутреннего равновесия»: варвары были лояльны к Риму, да и романскую культуру вполне себе впитывали. Но увы, постепенно даже крупные военачальники Рима по факту... стали варварами! Несмотря на небольшую, в общем-то, численность войск в сравнении с населением, найти добровольцев в Италии постепенно стало для вербовщиков непосильной задачей. Это вам не славные времена «Ганнибаловой войны», когда практические все способные держать в руках оружие граждане без колебаний шли на борьбу с Карфагеном (у которого, кстати, были проблемы Рима 4-5 веков: граждане-торговцы воевать не хотели).
На протяжении второго—четвертого веков наблюдается постепенное исчезновение старой римской армии: снижается роль центурионов, легионы комплектуются в основном из жителей провинций, неграждане Рима получают возможность занимать в войсках руководящие должности.
С четвертого века получила распространение недобрая привычка нанимать на службу варварских вождей вместе с подчиненными им дружинами. Это были уже, фактически, «государства в государстве», сплоченные и агрессивные, в отличие от «травоядных» потомков Рима.
Их называли «федератами», они получали в обмен на службу землю и, по сути, защищали римлян от других варваров.
При императоре Феодосии Великом две части некогда единого государства в последний раз «побыли вместе»: в 395 году произошло окончательное разделение. Сам Феодосий некогда был одним из немногих «чистых римлян»-полководцев.
Феодосий при жизни полагался именно на варварскую конницу: платил им больше, ставил выше. А фактическим правителем Западной Римской империи стал... имевший вандальское происхождение военачальник Стилихон. И уже не было у западной части империи спокойных дней.
Таким образом, варвары из отдельных вспомогательных подразделений стали фактически главной вооруженной силой Рима, вытеснив собственно римлян. Моральное разложение «коренных римлян» во многом предопределило падение античной империи.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.