Найти тему
О’Роке

Место красит человека? Как география повлияла на творчество отечественных рокеров

Взято на общедоступном ресурсе
Взято на общедоступном ресурсе

Знакомясь с творчеством какой-нибудь российской рок-группы, вы задумываетесь о том, из какого она города?

Как известно, рывок в становлении отечественного рок-движения пришелся на 80-е годы.

В то время в городах страны действовали рок-клубы, в которые входили местные музыканты. В этих рок-клубах в свое время прошли дебютные выступления многих молодых групп, ставших впоследствии легендами русского рока.

Но самыми, пожалуй, знаковыми были Ленинградский, Свердловский рок-клубы, и Московская рок-лаборатория.

Давайте посмотрим, оказал ли город влияние на музыкантов? Есть ли у земляков характерные черты в творчестве?

На мой взгляд, безусловно, есть!

Наверное, самым «легендообильным» городом отечественной рок-сцены является «Ленинград-Петербург-Петроградище».

Взято на общедоступном ресурсе
Взято на общедоступном ресурсе

На Рубинштейна, 13 (адрес Ленинградского рок-клуба) выступали такие монстры, как Аквариум, Кино, переехавший из Уфы Юрий Шевчук со своим ДДТ, Пикник, Бригадный Подряд, Аукцыон, Александр Башлачев, Автоматические Удовлетворители, Ноль, Объект Насмешек, Поп-Механика, Телевизор, и многие другие.

Что общего можно наблюдать у этих групп?

Да то, что они поэтичны!

Я вообще не приемлю называть тексты песен стихами. Стихи - это совсем другая дисциплина, с совершенно иными требованиями.

Но есть ощущение, что проживание в северной столице помогает лучше и интереснее обращаться со словом.

Выше я перечислил часть команд, успевших побыть членами ЛРК. Но позже в Питере еще появлялись группы, такие как Пилот, Сплин, Танцы Минус, Кукрыниксы, Animal Джаzz...

И у этих групп так же можно наблюдать весьма легкую и складную манеру словосложения. 

Видимо, серое Питерское небо и факт землячества с Пушкиным сделали свое дело!

Теперь предлагаю перенестись в Москву и ее Рок-лабораторию.

Просуществовала она с 1985 по 1992 год, и успела принять в свои ряды таких музыкантов, как Черный Обелиск, Алиби, Бахыт-Компот, Альянс, Браво, Бригада С, Крематорий, Наив, Монгол Шуудан, Ва-Банкъ, Вежливый Отказ, Звуки Му, Коррозия Металла, Легион, Манго-Манго, Ногу Свело, Четыре Таракана, Центр, Шах, Э.С.Т., и другие.

В отличии от ленинградских коллег, в Москве можно проследить наличие большого количества металлических команд. А у них, как известно, своя атмосфера - мотики, кожа, клепки, драконы, дьяволы, воины, ну и так далее. Естественно, не стоит забывать и про других металлюг того времени, миновавших лабораторию - Арию, Мастер, Новый Завет, Черный Кофе, Автограф...

Кроме хэви-металлистов, в рядах МРЛ выделяются стиляги Браво, анархисты Монгол Шуудан и Ва-Банкъ (про вторых как про адептов черного знамени можно говорить только в прошедшем времени, по понятным причинам), труднодоступные и высокохудожественные, с налетом творческого сумасшествия Звуки Му, Вежливый Отказ, Манго-Манго, ну и просто панки Наив и Тараканы.

То есть Москвичи в большинстве своем разбились по интересам.

И лично у меня возникает ощущение, что сложить слова в тексты им дается тяжелее, нежели жителям культурной столицы. 

Словно компоненты салата оливье в Москве режут значительно крупнее, и, потребляя готовый продукт, мы, не задумываясь, можем распознать, где картошка, где огурец, а где - колбаса.

Более молодое поколение московских (и подмосковных) рокеров, как мне кажется, лишь подчеркивают и подтверждают написанное выше. Louna, Йорш, Порнофильмы, План Ломоносова (если что - это одна из моих любимых групп) вроде как особо и не парятся над глубиной и гладкостью текста, зато компенсируют словесные шероховатости напором и нервом.

Между Москвой и Ленинградом завис еще один знаковый персонаж русского рока - Константин Кинчев, который, по его словам, «мотается между Ленинградом и Москвой, - здесь чужой, и там чужой».

Кинчев - москвич, а группа Алиса - питерская.

Видимо, этот симбиоз двух столиц в одной команде и дал ту незримую магию, позволившую группе заполучить на века целую Армию преданных поклонников.

Ну и Свердловск/Екатеринбург.

Взято на общедоступном ресурсе
Взято на общедоступном ресурсе

Тут можно выделить Чайф, Наутилус, Агату Кристи, Урфин Джюс, Настю Полеву и Смысловые Галлюцинации.

За исключением Чайфов, ставших типичными представителями русского рок-н-ролла, остальных можно заподозрить в попытке подмешать в свое творчество элементы магических загадок и сказок.

Даже названия групп во многом говорят сами за себя. Ну а песни про летучий фрегат, бриллиантовые дороги, ковер-вертолет и сказочную тайгу...

А из каких городов ваши любимые музыканты? Пишите в комментариях!

Всем спасибо за прочтение!