Вопрос от подписчицы:
«У меня возник вопрос. Не со стороны родителя, а со стороны логики и анализа. Опыт в родительстве - ноль, поэтому мне просто при помощи ассоциативного мышления хочется понять вот что. Про личные границы понятно, даже понимаю, в чем плюс. Но вот допустим, нужно ехать с ребенком на поезде, в путешествие. Там жёсткий план и все такое. А ребенок не хочет ехать на поезде, или лететь на самолёте. Ну не хочет и все тут. Как в таком случае поступать, чтобы и личные границы ребенка не нарушить и при этом полететь? Ведь все равно же придется убеждать, мотивировать и по итогу, нарушать границы. Разве нет? Ну, чисто теоретически...»
________
Проблема не в нулевом опыте родительства. А в отсутствии представления в психологическом комфорте и личных границах людей в целом. Не надо думать, что ребенка все равно же придется заставлять, мол, он же глупый в 1-2-3-года и ничего не способен сообразить и решить сам. Это стереотип, основанный на идее «взрослые умнее — сильнее — лучше, чем дети». Это называется дискриминация по признаку возраста.
Ситуация с «я не хочу лететь» не берется из ниоткуда. Всегда есть причина, и задача родителя ее найти. Уговаривать и заставлять — это обман и насилие. Просто неочевидное, в духе «ну я же не хотел тебя обидеть». Когда без явной крови и крика — это все такое же насилие.
Для ребенка ещё более разрушительное, чем для 25+, потому что у младших нервная система менее устойчива, меньше сил и опыта в борьбе с давлением и в конфликтах.
Итак, про полеты. Изначально, с роддома строить доверительные отношения на том, что право на «нет» свято. Ребенок может отказаться от чего угодно. И это проблема родителя — с рождения настроить доверительные отношения. Чтобы учитывать комфорт ребенка для полета, еды, прогулки, сна, горшка и чего угодно ещё.
Если не хочет лететь, это надо выяснить максимально заранее. ПОГОВОРИТЬ. Возможные причины отказа продумать и понять, как с ними быть. Например:
- никогда не летал, страшно, потому что непонятно, что это, что там будет, что делать,
- никогда не летал и с родителем чувствует себя не безопасно. Орут, заставляют, наказывают. Когда страшно, искать защиты не у кого. Значит, надо любыми способами оставаться дома, на знакомой территории,
- не летал, но видел где-то или слышал страшное про катастрофы или кто-то запугал — надо поговорить, услышать страх и рассказать реальное,
- летал, было страшно лететь, родители не помогли пережить страх,
- летал, было страшно всем (поломка, ЧП, турбулентность) — не поговорили потом с ребенком об этом. Конечно, не хочется лететь, если полёт — это трясущийся ужас.
Неочевидное:
- не летал, не пугали, но мог быть ассоциативный ряд, где полет/ самолёт/ пилот/ аэропорт/ билеты/ гул моторов / что-то ещё могли стать связаны с ужасом. Конечно, малыш не захочет ехать в ужасное.
- вообще не про полёты. Ребёнку уделяют недостаточно внимания и лишь агрессивным способом он может его получить — через крик, отказ, сопротивление, истерику. Поэтому истерика, чтобы лишний раз пообщаться с мамой.
Что делать, когда до самолёта 5 часов, а ребенок отказывается
Успокоиться. Я пью чай с пустырником или валерьянкой. 2 чл на 300 мл.
Поговорить. СПОКОЙНО И ВНИМАТЕЛЬНО, ВЕРЯ КАЖДОМУ СЛОВУ. Эту стадию никогда не выйдет пропустить — и в 3 года, и в 10, и в 49. Что его беспокоит, что я смогу сейчас сделать, чтобы ему было спокойнее.
Взять игрушку, с которой он спит? Да.
Взять запасную бутылку воды? Да.
Взять эту странную штуку, больше похожую на мусор? Да.
Взять его плед? Да.
Ехать на такси. Оставить у него в руках все, что он хочет, например, при условии, что оно крепко держится в руке или привязано. Взять еду и любимое вкусное для него. Питье в удобной бутылке. Переодеться. Подгузники (да хоть в 5 лет, только бы комфортно было).
Салфетки — бумага — мусорный мешок.
Себе — термокружку чая с пустырником.
Максимум комфорта и спокойствия. Себе и ему.
Чтобы выйти из дома, возможно, придется поругаться. Чтобы выплеснуть эмоции, а не чтобы связать ребёнка. Однажды с Марком было такое – он отказался ехать к папе, потому что папа жил с девушкой, которая Марку не нравилась. По объективным причинам. И это были ужасные сборы. И ужасные выходные. Закончилось большим разговором с Марком и эксом и сменой места их встреч. Нет ее — нет проблемы.
Не надо заставлять детей. Надо готовить их заранее и помогать им пережить боль как можно СРАЗУ.
Ключ к адекватным сборам — выспатый, не голодный, насыщенный вниманием и спокойствием ребенок. И максимально заранее осведомлённый о путешествии, о каждом шаге.
Паниковать легко, изучать и планировать тяжело. Выбор такой: спокойный ребенок или вечные жалобы «мои дети неуправляемы».
Что выбираешь?