Найти тему
Растим личность

Какие ошибки взрослых тормозят речевое развитие детей?

Оглавление

Многие родители сталкиваются с проблемой позднего запуска речи у малышей. Как не парадоксально, часто виной этому непроизвольно выступают сами взрослые.

В современном мире есть общая тенденция позднего развитие речи у детей. Сегодня специалисты уже не говорят об обязательных 6 словах к году, и предложений – к двум. Очевидно, что все дети разные, каждый развивается в своём темпе и нет смысла загонять развитие ребенка в жесткие рамки нормы. Однако, если к двум годам ребенок не говорит ничего, то стоит показаться логопеду и нейропсихологу.

Но в первую очередь нужно родителям критически взглянуть на своё поведение и быт семьи. Часто ребенок не говорит, просто потому что не созданы для этого условия. Так что же мешает детям говорить?

Молчание родителей в первые месяцы жизни новорожденного

Не надо думать, что малыш ещё слишком мал и несмышлен. Даже находясь в животе у мамы, детки уже слышат и реагируют на речь близких. Важно постоянно разговаривать с крохой с первых дней жизни, комментируя действия, описывая окружение, говоря о своих чувствах. Это способствует развитию нейронных связей и формированию пассивного словаря ребенка.

Подробнее я писала об этом в статье «Почему важно разговаривать с новорожденными с первых дней жизни?»

Лепет взрослых

Чтобы научиться говорить, ребенок должен сразу слышать правильную речь. Как часто взрослые, умиляясь очарованием крохи, замещают правильную речь на сюсюканья, коверканье слов и невнятные наборы звуков. Как будет говорить ребенок, если взрослые всё время произносят что-то непонятное?

Речь идёт о таких вариантах: «Ути, какой холёсенький» и т.д. При этом звукоподражательные слова напротив будут способствовать развитию речи: «Смотри, машина «Би-би», а вон киса «мяу-мяу», давай кушать «ам-ам».

Постоянная работа телевизора

Если живая речь благоприятна для развития процессов мышления, то телевизор напротив тормозит развитие. Звук телевизора умом воспринимается не как живая речь, а как лишний раздражитель, создающий информационный шум. Для только формирующейся психики ребёнка – это слишком большая нагрузка.

Мультфильмы

До двух лет мультфильмы детям вредны. В этот период у ребенка идет активное развитие мыслительных процессов, малыш познает окружающий мир, жадно впитывая всю информацию о нем. Всё это способствует развитию речи. Что делают мультфильмы? Зомбируют ребенка, мозгу приходится тратить много усилий на переработку мерцания, шума, некорректного цвета, при этом познавательный процесс прерывается. Кроме того, ребенок не отличает реальность от мультфильма. Для него всё одинаково реально. При даже не длительном замещении объемного, реального мира плоским миром в экране, у ребенка происходит подмена представлений о мире.

Дозированный показ от 10-15 минут можно начинать после двух лет. С трех лет – 20 минут. С четырех – 30.

Важно подбирать такие мультфильмы, которые будут понятны малышу, которые не напугают его и не будут демонстрировать опасное поведение.

Ну и самое главное, чтобы гармонично развиваться, ребенок должен расти в доброжелательной среде без раздражения и негатива, где все члены семьи любят и ценят друг друга. Детская психика очень тонко реагирует на атмосферу в доме, если есть какой-то конфликт, то он в теле малыша запечатывается зажимом тех или иных мышц, а для запуска речи очень важен здоровый тонус и эмоциональный баланс.