Вчера был последний день занятий вместе с гидами. В понедельник еще одно занятие для нашей маленькой группы, где нам выдадут методичку и дадут домашнее задание. Накупила книжек, моя прелессть.
Рассказывали о жизни Юсуповых в эмиграции.
Юсуповы прожили во дворце 86 лет – с 1830 по 1916 год.
История без них насчитывает уже 104 года. Но всех интересует, «как было при Юсуповых», «что с ними стало в эмиграции», «что им удалось вывезти за границу». Ну, кроме убийства Распутина, конечно. Эта тема вне конкуренции.
Итак, после убийства Распутина Феликса отправили в ссылку. Ну как в ссылку – в имение Юсуповых Ракитное, которое тогда было в Харьковской губернии, а сейчас в Белгородской области. Туда же приехало все семейство, чтобы смягчить невыносимые тяготы заключенного.
Обычно Юсуповы ехали в Ракитное по весне, летом в Архангельское под Москвой, осенью в Кореиз в Крыму, а уж ближе к зиме на Мойку зимние праздники гулять.
А тут в стране черт-те что творится: апрельские тезисы, броневичок и прочие безобразия. В Ракитном хоть и скучно, но никто под окнами про «новый мир построим» не орет.
Строго говоря, на одном месте они в эти смутные годы не сидели. В марте Феликса выпустили из-под домашнего ареста, и он даже смог вернуться в Петербург, но все это было уже не то.
Юсуповы чуяли неладное и решили подстелить соломки. Для этого молодой князь: 1) вынес из дворца на Мойке все, что можно было спрятать в карманах, носках и за пазухой, включая две картины Рембрандта, которые он вырезал из рам и засунул под пальто и 2) что не смог унести, спрятал в доме. Потом во дворце было найдено несколько тайников со скрипками Страдивари, Амати и Гварнери, картинами, коврами, севрским фарфором и прочим, что не влезло Феликсу в карман.
Вместе с другими бывшими, которые еще не знали, что они бывшие, Юсуповы переехали в Крым, где продолжали ждать, когда там все рассосется. Возглавляла ждунов вдовствующая императрица Мария Федоровна. Бедные аристократы скучали, ездили на пикники к морю, ездили на пикники в горы, ставили пьески, а в это время по мозаичным паркетам их петербургских дворцов уже шагала тяжелая нога пролетариата.
Когда пришло известие о расстреле царской семьи, стало ясно, что не рассосется. Но Мария Федоровна не хотела верить в гибель сына и внуков и продолжала ждать. Остальные ждуны приуныли, отправили засланца во Францию, но тамошний премьер-министр спрятался под стол и сказал, что его нету дома.
В 1919 году английский король Георг V (тот, что как две капли воды похож на нашего Николая II) прислал за Марией Фёдоровной корабль «Мальборо»: «Приезжайте, дорогая кузина, переждете тут у нас, милости просим, вэлкам на Альбион».
Вдовствующая императрица поначалу и слышать ничего не желала. Но ждуны пали ниц. Стали уговаривать, мол, это ненадолго, заграница нам поможет, даст Бог к посевной вернемся. Старушка и согласилась.
13 апреля 1919 года на «Мальборо» отплыли:
Феликс Юсупов с женой Ириной и пятилетней дочерью Ириной, его родители Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович, его теща Великая княгиня Ксения Александровна и тесть Великий князь Александр Михайлович. Никто их них не верил, что покидает Россию навсегда.
Старшие Юсуповы осели в Риме, а молодые поехали дальше в поисках заграничного счастья, подкинув дочку бабушке с дедушкой. Съездили в Париж, съездили в Лондон.
Поначалу судьба к ним благоволила. То вдруг выяснится, что аренда гаража с автомобилем в Париже оплачена на 10 лет вперед, то квартирка в Лондоне со студенческих времен Феликса за ним числится. А то вдруг французский ювелир пожалует с мешочком бриллиантов. Держите, мол, ваше добро, нам чужого не надо. Оказывается, еще в медовый месяц молодые Юсуповы оставили ему на переделку Иринины драгоценности, да и замотались что-то, забыли.
Летом 1920 года в лондонском Альберт-Холле Феликс устроил грандиозный Синий бал, на котором приглашенная звезда Анна Павлова слетала с крыши пагоды в образе Синей птицы. 6000 билетов, которые раскупили в два счета, были еще и лотерейными. Среди лотов числились брильянты, драгоценности, серебряный ларчик для карт, коронационный альбом английских монархов, «История Виндзорского замка» в роскошном издании, трость с золотым набалдашником и прочая мелочь. Средства от бала ушли на помощь русским эмигрантам.
Осели младшие Юсуповы в Париже.
Крутились как могли: продавали потихоньку драгоценности, основали модный дом Irfe (от имен Ирина и Феликс), который прогорел в экономический кризис в начале 30-х годов.
Выиграли суд у кинокомпании «Метро Голдвин Майер», которая в 1932 году выпустила фильм «Распутин и императрица», и его даже номинировали на Оскар. В фильме упоминалась романтическая связь Распутина с княжной Ириной Александровной, будущей супругой Феликса Юсупова. И хоть княжна скрывалась под именем Наташа, образ был настолько узнаваем, что настоящая Ирина-не-Наташа сильно расстроилась, еще сильнее разозлилась и подала на кинокомпанию в суд. И выиграла такую приличную сумму, которая позволила Юсуповым еще несколько лет ни в чем себе не отказывать. MGM лишилась не только денег, но и номинации на Оскар.
С тех пор и появилась в начале фильмов приписка: «Все события и персонажи являются вымышленными, все совпадения случайны».
Всю жизнь в эмиграции Феликс Юсупов старательно поддерживал вокруг себя ореол загадочного русского князя-убийцы. С одной стороны, из личного тщеславия, с другой – потому что эта история неплохо монетизировалась.
Дочь Юсуповых Ирина-младшая вышла замуж за графа Николая Дмитриевича Шереметева. А вот ее дочь Ксения стала женой простого грека Илиаса Сфири, от которого родила дочь Татьяну. Сейчас самые младшие представительницы рода – внучки Ксении – 16-летняя Ясмин-Ксения и 14-летняя Марилия Вамвакидис.
В начале 2000-х Ксения Николаевна по своей просьбе получила российское гражданство. Она с удовольствием приезжает в Россию, привозит внучек. При ее участии утверждали проект восстановления Домовой церкви. В последний раз она была в Юсуповском дворце на ее освещении в 2017 году.
Говорят, что держится просто, нос не задирает на вопросы о том, каково это быть наследницей нескольких аристократических семей Европы, отвечает: «Я просто Ксения Сфири».
Все фото в этой статье взяты из Интернета
Начало тут:
Новая профессия в 40 лет
Мое обучение в Юсуповском дворце. День первый
Мое обучение в Юсуповском. День второй. Распутин
Продолжение:
Мое обучение в Юсуповском. День четвертый. Пятичасовая экскурсия