Найти в Дзене
Андрей Иванов

Железнодорожный жаргон или смешные термины на железной дороге (ч. 2)

Оглавление

"И"

  • Играть в карты - весной путейцы выправляют пути, используя рельсовые подкладки - фанерные "карточки";
  • Играть в шахматы - подавать и убирать вагоны по подъездным путям;
  • Изостык - изолированный стык рельсов, часть путевой сигнализации;
  • Император - оператор при ДСП (ДСЦ);
  • Инкубатор - бригадный дом;
  • Ишак - индуктивный шунт (сокращенно ИШ).

"К"

  • Кабак - вагон-ресторан;
-2
  • Кагат - деповская помойка/склад металлолома;
  • Кадушки - цистерны;
  • Калоша - резиновый чехол элемента аккумуляторной батареи НК-125;
  • Канарейка - сигнальный жилет путейца (он же "желтуха");
  • Кантач - электромонтажник по контактной сети;
  • Карательный - в 1980-е гг. поезд N652/651 Москва - Ленинград со всеми остановками;
  • Карточка (пучинная карточка) - временная подкладка под шпалу, обычно из фанеры, реже из доски;
  • Кастрюля - прожектор ПЛ-54 (на электровозах ВЛ22м);
  • Кацо - вагон с виноматериалами и проводником;
  • Качура - пригородный поезд Голутвин - Озёры;
-3
  • Квартальный - квартальный объезд руководством отделения дороги или железной дороги своих владений на мотрисе или дрезине (выполняется раз в квартал);
  • Квач - проволока или палка с намотанными концами, пропитанными маслом (используется для смазки стрелок, нанесения тонкого слоя масла в качестве антикора, или других подобных целей);
  • Квитанция (справка о фиктивности) - справка о тормозах ф. ВУ-45;
  • Келок - электровоз приписки ТЧ Красный Лиман;
  • Кенгуру - поезд 35/36 С.-Петербург-Хельсинки, отражает ощущения при переезде избалованными финнами границы России: после трех часов ровной езды поезд начинает прыгать.
  • Керосин писать - фиксировать в маршрутный лист показания счетчиков электроэнергии на моторных вагонах;
  • Кинуть палку - переключить на увеличение тяги контроллер машиниста на одну позицию;
  • Кинуть очко - прибавить давление в тормозных цилиндрах на 1 кгс;
  • Китай(ка) - вторично использованное постельное белье;
  • Китайцы - локомотивная бригада депо Даугавпилс;
  • Кишки - шланги для заливки масла, топлива;
  • Клингер - на паровозе: водомерное стекло с ребристыми стеклами (по имени изобретателя);
  • Кнут - поездной диспетчер;
  • Кобели - локомотивные бригады депо Дно или Ржев;
  • Кобыла - локомотив, поданный под пассажирский состав;
  • Ковбойский поезд - поезд N675/676 Шепетовка - Ивано-Франковск;
  • Козёл - неправильно распущенный на горке вагон (вытаскивается тепловозом, при этом составитель старательно показывает рога оператору горки);
  • Козлы - локомотивные бригады депо Тверь;
  • Козодои - машинисты депо Тайга;
  • Коломбина - электросекция Ср;
  • Колхозники - локомотивные бригады на тепловозах ЧМЭ3;
  • Коматоз - электропоезд ЭД4МК;
-4
  • Компрессорщики - операторы компрессорных установок для обдувки, замедлителей, заполнения тормозной магистрали;
  • Кондуит - межвагонное соединение в рефрижераторной секции;
  • Конташи - работники ЭЧК;
  • Контра - контролёр-ревизор в пригородном поезде;
  • Конь - прибор безопасности КОН;
  • Конюшня - стойло в депо;
  • Корова - восьмиосная цистерна;
  • Кочерга - рукоятка контроллера на новых метровагонах;
  • Кошара - высоковольтная камера на электровозе;
  • Крановой - машинист крана на ж.д. станции;
  • Красная шапочка - дежурный по станции (в метро);
-5
  • Красноголовики - работники слyжбы движения (фyражки с красным околышем);
  • Кривой путь - боковой путь станции;
  • Кроты - работники метро;
  • Круговоротчик - оператор поворотного круга;
  • Кругосветка - поезд номер 659/660 сообщением Минск-Брест (депо Минск-Сорт.);
  • Кукушка - паровоз серии К;
  • Кулонщики, контактники - работники службы энергоснабжения;
  • Купак - купейный вагон.

"Л"

  • Лампадка - так называют локомотивный прожектор в Муромском отделении Горьковской железной дороги;
  • Лебедь - рефрижераторный вагон-ракетовоз;
  • Ледник - любой изотермический вагон, даже с машинным охлаждением, в т.ч. реф. секции;
  • Лентяйка - рукоятка для помощи при запуске дизеля на ЧМЭ3;
  • Литл-ключ - ключ для регулировки тормозных тяг локомотива;
  • Локомотивщики - работники локомотивного хозяйства;
  • Лохматый - почтово-багажный поезд;
  • Лушка - квитанция формы ЛУ, в которой указывается расход постельного белья во время рейса;
  • Лыжа - устаревшее название полоза токоприемника;
-6
  • Лыска - дефект на колесе, сточенная при торможении площадка;
  • Лысая резина - товарняк, в котором со стороны прицепки локомотива бандажи колёсных пар сточены до самого предела;
  • Люстра - прожектор (гасить люстру - переключить прожектор на тусклый свет);
  • Лягушка - приспособление для заезда обратно сошедшей с рельса колесной пары.

"М"

  • Мазута - экипировщик;
  • Мадьярик - дизель-поезд Д1;
-7
  • Мама-Папа (Папа-Мама) - в советское время название не существующего сейчас поезда Одесса-Ростов;
  • Мамоны - локомотивные бригады депо Александров Московской железной дороги;
  • Маневровый, маневрушка - маневровый локомотив;
  • Марамой - пассажир;
  • Мартышка - Метровагон Ем;
-8
  • Масленка - рельсосмазыватель РСМ на базе АС4;
  • Масложопые - презрительная кличка для тепловозников (применяется в основном машинистами электропоездов);
  • Матюгальник - радиостанция;
  • Махнуть (станцию или светофор) - проехать без высадки пассажиров или без остановки на красный свет (метро);
  • Машина заплясала - началось боксование;
  • Машинищенствовать - работать машинистом;
  • Медведь - проводник вагона со спиртным;
  • Медицина - предрейсовый медосмотр (депо Санкт-Петербург-Главный);
  • Мерило - вагон-путеизмеритель;
  • Метельник - путеочиститель;
  • Мехпятерка - рефрижераторная секция из 5-ти вагонов;
  • Мешки - главные резервуары на электровозах ВЛ11, ВЛ11М, ВЛ10, ВЛ10У;
  • Модерон - двухколесная путейская тележка;
  • Мокруша - паровоз СО19 (за постоянные и многочисленные течи);
-9
  • Молокан - см. бичевоз;
  • Мотаня - поезд на небольшие расстояния, но с остановками на каждом разьезде;
  • Мужик - дикторский голос, объявляющий станции в электропоездах и в метро;
  • Муся - ласковое название машины, за которой закреплена бригада;
  • Муха - рабочий поезд из двух-трех классных вагонов с маневровым локомотивом;
  • Мухобои - охранники на ст. Минск-Сортировочный;
  • Мухомор - оператор (из-за красной фуражки).

"Н"

  • Нагон - сокращение времени опоздания (для пассажирских и пригородных поездов);
  • Наездники - просто машинисты; машинисты, которые не умеют обращатся с машиной (они же ездоки); машинисты, которые приходят на неприписанные к ним (к бригаде) локомотив, ведут его до пункта Б и бросают, при этом не проявляя должного внимания к машине; бригада ТЧ Люботин, работающая на тепловозах ТЭП70;
  • Налив - маршрут с цистернами, есть "светлый" и "темный" или "черный" (как и "бочки");
  • Нaпруга - напряжение в контактной сети;
  • Наступить на светофор - занять головой поезда, притом одной-двумя колпарами, либо не освободить хвостом поезда (тоже самым концом) блок-участок, в результате чего замыкаются рельсовые цепи и автоблокировка показывает занятость данного участка;
  • Недовагон - полувагон;
  • Немцы - локомотивные бригады ТЧ Купянск (они же "Крокодилы");
  • Нора - тоннель метро;
-10
  • Носорог - тепловоз с краном КДЭ и платформой.

"О"

  • Обгоняться - перецеплять локомотив с одной стороны поезда на другую;
  • Обдувщики - те, кто обслуживают систему воздуходувки;
  • Обезьяна - путевой рабочий;
  • Облизать пупок - перевалить переломный профиль на минимальной скорости в целях экономии электроэнергии;
  • Обух - работник ОБЭП (ранее ОБХСС) на транспорте;
  • Объезд - переодические проверки "Н" и "НОД" своих участков;
  • Овцебык - сцеп ВЛ60к+ЧМЭ3 для вывозной работы на Горьковской ж.д.;
  • Оглобли - пантограф;
  • Огрызок - короткий и легкий поезд;
-11
  • Октябрята - работники Октябрьской ж.д.;
  • Окурок - зачуханный пригородный поезд из 2 вагонов на западном БАМе;
  • Осаживать - производить движение вперед вагонами (чаще всего при манёврах);
  • Острые колеса - колесные пары, имеющие остроконечный накат;
  • Отдоить вагоны - отпустить тормоза вагонов вручную клапаном воздухораспределителя;
  • Оттаскивать - действие, обратное надвигу на сортировочную горку;
  • Отузоченный поезд - поезд, автотормоза которого перед прицепкой локомотива проверены от стационарной установки типа УЗОТ;
  • Отцепать - отцеплять локомотив от состава или другого локомотива или отставлять локомотив из эксплуатации для производства планового ремонта;
  • Очко - первая ступень торможения 254 краном машиниста (в ТЦ создаётся давление 1 атм; Минск-Сорт.).

"П"

  • Палка - 1 кВт-ч сожжённой электроэнергии;
  • Памперсы - стеклоткань, подкладываемая под балласт железнодорожного пути для улучшения водоотвода;
  • Паутина, паутинщик - контактная сеть и работник контактой сети;
  • Перегруз - перегруженный сверх нормы вагон, отправляемый с отдельным локомотивом;
  • Передача - состав, передаваемый из одной системы сортировочной станции в другую (из четной в нечетную и наоборот) или поезд, курсирующий по Кругобайкальской ж.д. от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал и обратно;
  • Перекидка - перестановка вагона с нерабочим тормозом с хвоста поезда в середину;
  • Перемычка - электропоезд;
-12
  • Переходная - накладка на стык для перехода с одного типоразмера рельса на другой (с Р-50 на Р-65, например);
  • Пехота (снегири) - путейцы;
  • Пилот - подменная локомотивная бригада, выезжающая на перегон для отправления "брошенного" поезда;
  • Пинч - кабель электроотопления поезда;
  • Писюн - шток тормозного цилиндра;
  • Пищалка (гадость) - АЛСH;
  • Платформу задвинуть - остановиться за краем платформы;
  • Площадка - железнодрожная платформа (подвижной состав);
  • Плуг - пульт управления машиниста;
  • Повалка - сход вагонов на ж.д.станции при маневрах;
-13
  • Погонялка - телеграмма или указание из вышестоящего подразделения, выпускаемая для контроля за исполнением других телеграмм или указаний;
  • Поднимать (поезд) - процесс, обратный бросанию (см.);
  • Поймать резака - заказать вспомогательный локомотив;
  • Подвагонники - вагонники-ремонтники ВРП;
  • Подкидыш - поезд, воспринимаемый по размерам как "дефектный" (локомотив плюс 1 - 4 вагона или очень короткая электричка / дизель) и используемый на "маргинальных" линиях (см. Тарзан);
  • Подковать - натереть ползyны на колесе (стереть колеса вследствие юза колеса по рельсy) или заклещить колесо колодками до остановки вращения;
  • Поднимать - пускать поезда после ремонта контактной сети;
  • Подпалить провод - выдать факел огня из глушителя (на ходу для провода не опасно, для бригады - тем более);
  • Подрыватель - короткий отрезок лапы с предохранительной стальной полосой для "подрывания" вросших в шпалу костылей. По нему бьют кувалдой, пока костыль не "подорвется", после чего его вынимают лапой;
  • Поезд на участках - отображение на пульте-табло ДСП или ДСЦ нахождения поезда на участках приближения и удаления к станции;
  • Поехать пузырем - резервом;
-14
  • Ползун - дефект поверстности катания колеса;
  • Положить закуску - использовать вместо башмака досочку либо ещё что-нибудь;
  • Положить солдата - на электровозе допустить срабатывание реле перегрузки (при срабатывании вертикальный флажок реле РТ-502 падает в горизонтальное положение);
  • Полосатик - составы метро, состоящие из вагонов 81-714 и 81-717 (они же "номерные");
  • Полугондон - полувагон;
  • Полупроводник - один проводник на два вагона;
  • Помойка - пункт промывки и подготовки крытых вагонов;
  • ПомОры - локомотивные бригады, которые таскают электрички тепловозами по Большой Приморке (Зеленогорск-Выборг под Санкт-Петербургом, в обход главного хода);
  • Помогало - помощник машиниста;
  • Помазок - рельсосмазывающий локомотив; он же тюбик (депо Великие Луки);
  • Поперечка - предупреждение (на Киевском отделении);
  • Попугай - электропоезд "повышенной комфортности";
  • Поросёнок - двухмашинный агрегат на тепловозе;
  • Портянка - предупреждение с большим количеством ограничений скорости или нетиповая прокладка, в частности жестяная прокладка под вкладышем моторно-осевого подшипника;
  • Поставить палку - поставить позицию контроллера;
  • Посудо-хозяйственный - почтово-багажный поезд;
  • Починка - накопительный путь вагонного депо;
  • Проводить поезд - обязанность всех дежурных по станциям, переездам, путевых обходчиков, любых людей работающих на пути. Работник должен стоять лицом к поезду со свернутыми флажками (при наличии предупреждения на участке - с развернутым желтым) и осматривать поезд на предмет возгорания, волочащихся деталей и т.п. Ну а машинист или помощник, в зависимости от того с какой стороны провожающий, должен посматривать на него до полного прохода поезда - не подаст ли сигнал остановки;
  • Протаскивать - медленно продвигать поезд вперед по приемо-отправочному пути по прибытии его на станцию с целью уборки его хвостовой части за предельный столбик или изолирующий стык, иначе говоря, умещение поезда в пределах;
  • Пряха - пригородный или местный поезд с локомотивом (не электричка);
  • Пустить медведя - быстро набрать позиции на тепловозе, как результат облако дыма и сажи из выхлопной трубы (медведь);
-15
  • Путейцы - работники хозяйства пути;
  • Путемер - он же мерило;
  • Пушка - передвижной водяной насос высокого давления для гидравлического испытания резервуаров;
  • Пшикнуть - произвести служебное торможение I-II ступенью;
  • Пятаки (лапти) - ползуны в зависимости от размеров;
  • Пятый шунт - в электровозах вешают крокодил в обход счётчика электроэнергии.

Продолжение следует!!!