Найти тему

Новокузнецк. Город.

Рассказ из моего Живого журнала от 2011 года.

От Абакана до Новокузнецка ходит ежедневный удобный поезд, который преодолевает эту дистанцию как раз за ночь. Автомобилем в Кемеровскую область проехать сложно, в глухие поселки и деревни и продукты-то завозят по железной дороге. На этом участке есть даже специальная двухвагонная электричка-продуктовый магазин.

От Новокузнецка я не ждал в поездке никаких особенных интерестностей. Ну да, относительно большой и крайне индустриальный город, даже с некоторой историей в виде практически построенной заново Кузнецкой крепости. Слышал о суровости нравов и плохой экологии и про то, что Кузня по численности больше своего областного центра т.е. Кемерово. В общем и все.

Реальность оказалось с одной стороны схожей (все заявленное было) а с другой — совершенно не такой как я ожидал. Новокузнецк — это самый настоящий город-музей индустриализации, потрясающей красоты ансамбль довоенных промышленных и жилых зданий.

Когда-то скромный уездный Кузнецк стал Новокузнецком (1931) а еще далее Сталинском (с 1932 по 1961 гг.). Вот это название ему и нужно было оставить ибо каждый камень вопиет — я из 30-х! Я помню строителей Кузнецкстроя! Это обо мне писали газеты и слагали стихи!

Классическое, всем известное стихотворение Владимира Маяковского (привожу целиком):

Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка
(Хренов был репрессирован и в 30-х его фамилия выпала из названия-посвящения).

К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей.
Из разговора.

По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"

Свела промозглость корчею —
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтаю
соугольный "Гигант".

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга".

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно — "город-сад".

Я знаю — город будет,
я знаю — саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

Собственно город был построен. Он находился рядом со старым Кузнецком (небольшим провинциальным городком) но был абсолютно на него не похож. Изначально жилой район при Кузнецкстрое так и назывался — Сад-город (как говорили «Город здесь предполагаемый а Сад воображаемый»). Это уже потом, в 1931 году, города и прилегающие шахты слили и дали образованию имя Новокузнецк.

Согласно википедии все развивалось так:
1618—1622 — Кузнецкий острог
1622—1929 — Кузнецк
1929—1931 — Кузнецк и Сад-город
1931—1932 — Кузнецк и Новокузнецк
1932—1939 — Кузнецк и Сталинск
1939—? — Сталинск-Кузнецк
?—1961 — Сталинск

Воспоминания директора строительства комбината:
«На стройке не было театров, ни деревьев, ни улиц, но стройка числилась городом, и в этом городе были горком, бюро красных партизан, техникум овощеводства, литконсультант по поэзии, клуб нацменов и фотоателье. Стройка, однако, оставалась стройкой».
http://kuzbasshistory.narod.ru/book/mesto_pam_sk/011_tverd_02.htm

В той же ссылке написано чего стоило людям построить этот комбинат действующий до сих пор.

В 60-е годы в городе появляется второй (!) металлургический комбинат полного цикла, названный Западно-Сибирским или сокращенно ЗСМК. Ферросплавный завод в 1942 г. выдал первую плавку, алюминиевый — 31 декабря 1943 г. Итак — КМК, ЗСМК, «Кузнецкие ферросплавы», НкАЗ. То есть это не просто город, а какое-то бесконечное счастье металлурга.

Помимо этого в окраинных районах есть настоящие рудники а в окрестностях — угольные шахты.

Городское устройство таково — два исторических района и еще четыре относительно новых. Исторические — это старый Кузнецк и новый, возникший при строительстве КМК, сталинский (Сад-)город спроектированный как единый многоквартальный комплекс архитектором Крячковым. А новые районы я не посещал ввиду их абсолютной неисторичности.

Итак, вы приехали в город на поезде.

-2

Вокзал одновременно похож и на Абаканский и на Кемеровский. На первый взгляд построен в годах пятидесятых-шестидесятых, хотя нельзя исключать и довоенной истории. Неожиданно оказалось, что Новокузнецк порождает немало электричек и вообще имеет неплохой пассажирский траффик.

Про грузовой вообще молчу.

-3

Что везут в вагонах? Уголь везут! Кузбасс.

-4

Паровоз при подъезде к вокзалу.

Вы выходите на привокзальную площадь. Куда бежать? Я отвечу как в сказке про Алису — все зависит от того куда вам надо попасть. В Новокузнецке два центра, могущих быть интересным туристам и все они достигаются на трамвае №12 :)

Во-первых это старый Кузнецк, район города на том берегу Томи с крепостью и крайне скромными архитектурными остатками небольшого уездного города Томской губернии (туда мы отправимся в следующем посте).

А во-вторых — КМК (Кузнецкий металлургический комбинат) и красивейший центр нового города.

От полукруглой привокзальной площади веером отходят три проспекта и одна улица — проспекты Курако, Металлургов, Бардина и улица Транспортная. Чтоб попасть на мост через Томь и в старый Кузнецк надо выйти а Транспортную улицу и постепенно заворачивать налево. Лучше всего прокатиться на трамвае.

А чтобы увидеть КМК — идите от вокзала по крайнему левому проспекту - Курако.

Площадь Суворова. Оцените здание.

-5

Гортранспорт достаточно удручающ.

-6

А вот тут сидят конкуренты металлургов.

-7

У них есть даже стенд, где висят фотографии всех 19 героев социалистического труда «ЮжКузбассУгля», что наверно должно вызывать у металлургов изжогу. И еще там стоит настоящий угольный комбайн, зубастая штука похожая на лежащего железного и шипастого кузнечика. Я к сожалению из трамвая ее не снял :(.

Но вы только гляньте на эти дома! Красота.

-8

Наконец здание заводоуправления КМК (ныне это уже Новокузнецкий МК в составе «Евразхолдинга»).

-9

Здание на этапе постройки (1932 г.). Архитектор Крячков, очень много строивший в Новосибирске.

-10

Здание занесено в разнообразные реестры, как историческая достопримечательность, кстати.

Обратите внимание, среди орденов завода — полководческий орден Кутузова I степени (удивительный факт и нарушение статута).

А может и неудивительный, поскольку до половины броневой стали для вот этих изделий....

-11

... варили как раз на КМК.

Видны кусочки дикого индастриала.

-12

Одной из достаточно прикольных достопримечательностей комбината является проложенный под ним автомобильно-пешеходный тоннель. На той стороне сейчас нет почти ничего интересного (базы, склады, гаражи) а раньше был район Верхняя колония и огороды. Для доступа к ним обыкновенных граждан он и понадобился.

Зайдем.

-13

Как был он сдан в 1933 г. так и выглядит до сих пор.

-14

Очень интересно, хотя и сыровато. Прямо из тоннеля есть заезды не территорию комбината и туда же выходят проходные (!), работают гигантские вытяжные вентиляторы.

-15

На середине пути встречается даже мемориальная доска!
«Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка туннеля. Июль 1933 г.». Гвозди бы делать из этих людей, в общем.

На той строне скукота, ничего нет.

-16

Бросим последний взгляд на НКМК и поедем в центр Ново(Сталинск)Кузнецка.

-17

Все металлурги на работе, поэтому свободно.

-18

Хотя на старых усть-катавских вагонах проход к вагоновожатому действительно заварен решеткой.

-19

Проезд 9 рублей и трамвайное сообщение крайне интенсивное. Вот забавный ремонтный вагончик.

-20

Дома на проспекте Металлургов.

Первый!

-21

Второй!

-22

Третий!

-23

Специально зашел во дворы. Это дома для рабочих 30-х годов и их МНОГО.

-24

Вон они на горизонте.

-25

Даже в «первую линию» попадают!

-26

Театр Металлургов на проспекте Металлургов.

-27

1963 год постройки, но проектировался он явно до борьбы с излишествами.

-28

Универмаг.

По этому дому-гиганту на пл. Маяковского я никакой информации не нашел, кроме того что строить его начали с двух разных концов и между разными концами стройки ходил трамвай. Строители даже думали, что он так и будет продолжать ходить через арку после сдачи дома.

-30

Маяковский, который до города так и не доехал.

-31

Внутригородская река Аба. Рядом есть еще и Кондома (и Кондомское шоссе, что неизменно смешит приезжих).

-32

Заканчивается проспект Металлургов круглой площадью и таким вот домиком. Башню приделали позже похоже.

-33

Это не дым, а утренний туман.

-34

Как и в Абакане недостаток исторической архитектуры восполняется новоделами.

-35

«Бульвар героев», то есть мемориал памяти ВОВ.

-36

Какой он, старый Новокузнецк, бывший Сталинск? Такой.

-37

А теперь мы отправляемся за реку Томь, смотреть на Кузнецкую крепость и прочее, оставшееся от дометаллургических времен.