Рассказ из моего Живого журнала от 2011 года.
От Абакана до Новокузнецка ходит ежедневный удобный поезд, который преодолевает эту дистанцию как раз за ночь. Автомобилем в Кемеровскую область проехать сложно, в глухие поселки и деревни и продукты-то завозят по железной дороге. На этом участке есть даже специальная двухвагонная электричка-продуктовый магазин.
От Новокузнецка я не ждал в поездке никаких особенных интерестностей. Ну да, относительно большой и крайне индустриальный город, даже с некоторой историей в виде практически построенной заново Кузнецкой крепости. Слышал о суровости нравов и плохой экологии и про то, что Кузня по численности больше своего областного центра т.е. Кемерово. В общем и все.
Реальность оказалось с одной стороны схожей (все заявленное было) а с другой — совершенно не такой как я ожидал. Новокузнецк — это самый настоящий город-музей индустриализации, потрясающей красоты ансамбль довоенных промышленных и жилых зданий.
Когда-то скромный уездный Кузнецк стал Новокузнецком (1931) а еще далее Сталинском (с 1932 по 1961 гг.). Вот это название ему и нужно было оставить ибо каждый камень вопиет — я из 30-х! Я помню строителей Кузнецкстроя! Это обо мне писали газеты и слагали стихи!
Классическое, всем известное стихотворение Владимира Маяковского (привожу целиком):
Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка
(Хренов был репрессирован и в 30-х его фамилия выпала из названия-посвящения).
К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей.
Из разговора.
По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.
Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
Свела промозглость корчею —
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.
Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!
Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтаю
соугольный "Гигант".
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.
Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга".
Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно — "город-сад".
Я знаю — город будет,
я знаю — саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!
Собственно город был построен. Он находился рядом со старым Кузнецком (небольшим провинциальным городком) но был абсолютно на него не похож. Изначально жилой район при Кузнецкстрое так и назывался — Сад-город (как говорили «Город здесь предполагаемый а Сад воображаемый»). Это уже потом, в 1931 году, города и прилегающие шахты слили и дали образованию имя Новокузнецк.
Согласно википедии все развивалось так:
1618—1622 — Кузнецкий острог
1622—1929 — Кузнецк
1929—1931 — Кузнецк и Сад-город
1931—1932 — Кузнецк и Новокузнецк
1932—1939 — Кузнецк и Сталинск
1939—? — Сталинск-Кузнецк
?—1961 — Сталинск
Воспоминания директора строительства комбината:
«На стройке не было театров, ни деревьев, ни улиц, но стройка числилась городом, и в этом городе были горком, бюро красных партизан, техникум овощеводства, литконсультант по поэзии, клуб нацменов и фотоателье. Стройка, однако, оставалась стройкой».
http://kuzbasshistory.narod.ru/book/mesto_pam_sk/011_tverd_02.htm
В той же ссылке написано чего стоило людям построить этот комбинат действующий до сих пор.
В 60-е годы в городе появляется второй (!) металлургический комбинат полного цикла, названный Западно-Сибирским или сокращенно ЗСМК. Ферросплавный завод в 1942 г. выдал первую плавку, алюминиевый — 31 декабря 1943 г. Итак — КМК, ЗСМК, «Кузнецкие ферросплавы», НкАЗ. То есть это не просто город, а какое-то бесконечное счастье металлурга.
Помимо этого в окраинных районах есть настоящие рудники а в окрестностях — угольные шахты.
Городское устройство таково — два исторических района и еще четыре относительно новых. Исторические — это старый Кузнецк и новый, возникший при строительстве КМК, сталинский (Сад-)город спроектированный как единый многоквартальный комплекс архитектором Крячковым. А новые районы я не посещал ввиду их абсолютной неисторичности.
Итак, вы приехали в город на поезде.
Вокзал одновременно похож и на Абаканский и на Кемеровский. На первый взгляд построен в годах пятидесятых-шестидесятых, хотя нельзя исключать и довоенной истории. Неожиданно оказалось, что Новокузнецк порождает немало электричек и вообще имеет неплохой пассажирский траффик.
Про грузовой вообще молчу.
Что везут в вагонах? Уголь везут! Кузбасс.
Паровоз при подъезде к вокзалу.
Вы выходите на привокзальную площадь. Куда бежать? Я отвечу как в сказке про Алису — все зависит от того куда вам надо попасть. В Новокузнецке два центра, могущих быть интересным туристам и все они достигаются на трамвае №12 :)
Во-первых это старый Кузнецк, район города на том берегу Томи с крепостью и крайне скромными архитектурными остатками небольшого уездного города Томской губернии (туда мы отправимся в следующем посте).
А во-вторых — КМК (Кузнецкий металлургический комбинат) и красивейший центр нового города.
От полукруглой привокзальной площади веером отходят три проспекта и одна улица — проспекты Курако, Металлургов, Бардина и улица Транспортная. Чтоб попасть на мост через Томь и в старый Кузнецк надо выйти а Транспортную улицу и постепенно заворачивать налево. Лучше всего прокатиться на трамвае.
А чтобы увидеть КМК — идите от вокзала по крайнему левому проспекту - Курако.
Площадь Суворова. Оцените здание.
Гортранспорт достаточно удручающ.
А вот тут сидят конкуренты металлургов.
У них есть даже стенд, где висят фотографии всех 19 героев социалистического труда «ЮжКузбассУгля», что наверно должно вызывать у металлургов изжогу. И еще там стоит настоящий угольный комбайн, зубастая штука похожая на лежащего железного и шипастого кузнечика. Я к сожалению из трамвая ее не снял :(.
Но вы только гляньте на эти дома! Красота.
Наконец здание заводоуправления КМК (ныне это уже Новокузнецкий МК в составе «Евразхолдинга»).
Здание на этапе постройки (1932 г.). Архитектор Крячков, очень много строивший в Новосибирске.
Здание занесено в разнообразные реестры, как историческая достопримечательность, кстати.
Обратите внимание, среди орденов завода — полководческий орден Кутузова I степени (удивительный факт и нарушение статута).
А может и неудивительный, поскольку до половины броневой стали для вот этих изделий....
... варили как раз на КМК.
Видны кусочки дикого индастриала.
Одной из достаточно прикольных достопримечательностей комбината является проложенный под ним автомобильно-пешеходный тоннель. На той стороне сейчас нет почти ничего интересного (базы, склады, гаражи) а раньше был район Верхняя колония и огороды. Для доступа к ним обыкновенных граждан он и понадобился.
Зайдем.
Как был он сдан в 1933 г. так и выглядит до сих пор.
Очень интересно, хотя и сыровато. Прямо из тоннеля есть заезды не территорию комбината и туда же выходят проходные (!), работают гигантские вытяжные вентиляторы.
На середине пути встречается даже мемориальная доска!
«Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М. Заева, производителя работ по строительству верхнего участка туннеля. Июль 1933 г.». Гвозди бы делать из этих людей, в общем.
На той строне скукота, ничего нет.
Бросим последний взгляд на НКМК и поедем в центр Ново(Сталинск)Кузнецка.
Все металлурги на работе, поэтому свободно.
Хотя на старых усть-катавских вагонах проход к вагоновожатому действительно заварен решеткой.
Проезд 9 рублей и трамвайное сообщение крайне интенсивное. Вот забавный ремонтный вагончик.
Дома на проспекте Металлургов.
Первый!
Второй!
Третий!
Специально зашел во дворы. Это дома для рабочих 30-х годов и их МНОГО.
Вон они на горизонте.
Даже в «первую линию» попадают!
Театр Металлургов на проспекте Металлургов.
1963 год постройки, но проектировался он явно до борьбы с излишествами.
Универмаг.
По этому дому-гиганту на пл. Маяковского я никакой информации не нашел, кроме того что строить его начали с двух разных концов и между разными концами стройки ходил трамвай. Строители даже думали, что он так и будет продолжать ходить через арку после сдачи дома.
Маяковский, который до города так и не доехал.
Внутригородская река Аба. Рядом есть еще и Кондома (и Кондомское шоссе, что неизменно смешит приезжих).
Заканчивается проспект Металлургов круглой площадью и таким вот домиком. Башню приделали позже похоже.
Это не дым, а утренний туман.
Как и в Абакане недостаток исторической архитектуры восполняется новоделами.
«Бульвар героев», то есть мемориал памяти ВОВ.
Какой он, старый Новокузнецк, бывший Сталинск? Такой.
А теперь мы отправляемся за реку Томь, смотреть на Кузнецкую крепость и прочее, оставшееся от дометаллургических времен.