Думаю всем известна китайская компания Foton Motor, выпускающая грузовики и автобусы. А также (не) всем известна росийская компания "РМЗ "РариТэк" в Татарстане, занимающаяся переоснащением белорусских автобусов на газомоторное топливо.
Представляю Вашему вниманию: цветок городских джунглей Lotos-105. Автобус, собранный в Набережных Челнах из китайских запчастей и представленный в 2018 году на BusWorld Russia. Эта модель представляет большой класс, но я бы отнес его к среднему (по моему сугубо личному мнению, автобус большого класса должен быть не короче 11,5 метров, иметь не менее 3 дверей и вмещать не менее 100 человек). И да, давайте будем честными - из российского у этого автобуса лишь логотип, не более.
Итак, основные технические характеристики:
- Длина автобуса 10,5 метров
- Двигатель: Yuchai YC6G260N-50
- Мощность: 260 л.с.
- Топливо: КПГ
- Ёмкость бака: 984 л (8 × 123 л)
- Коробка: АКПП Allison T280R или МКПП Qijiang
- Пассажировместимость: 72 человека
- Сидячих мест: 27
Начнем с салона
При входе в салон любой человек наверно скажет: "это точно не российский автобус". Тонированные стекла, шторки на окнах, и высокопольная часть без задней двери создают ощущение уюта, находиться здесь очень приятно. Около двух задних сидений (по одному с обеих сторон) прямо на уровне головы находится форточка, в которую без особых усилий можно высунуться и ловить потоки свежего воздуха)). Тут 21 сидячее место. Самое удобное из них - сразу за средней дверью, здесь хороший обзор и можно прекрасно разместить руку на "подоконнике".
В передней части четыре сиденья - два на низком полу, два на подиумах (расположенные спиной вперед). Официально они "для пожилых" и имеют яркий оранжевый цвет.
Справа от водителя, также как и в Volgabus-5270.GH, сиденье, увы, отсутствует.
Общепринятые стандарты действуют и в Китае - в середине салона по традиции накопительная площадка и место для инвалидной коляски. В углу между полом и стеной - обогреватель. Увы, часто бывает так, что его включают даже в теплую погоду и он нехило жарит ноги.
На отдельных экземплярах здесь также могут располагаться два складных сиденья.
Одно из главных достоинств этого автобуса - расположенные по всему салону мощные 3-амперные USB-порты для зарядки телефона. Их здесь 26 штук (из них два на накопительной площадке). Несомненно, в век гаджетов эта функция уже обязательно должна входить в базовую комплектацию любого городского автобуса (а также троллейбуса и трамвая), однако российские производители всё еще рассматривают ее лишь как дополнительную опцию (в отличие от китайцев).
Кабина
В кабине все органы управления укомплектованы довольно плотно. Слева от водителя кнопки управления отопителями и прочими устройствами, а также модуль управления АКПП Allison. На панели приборов по классике спидометр, тахометр, указатели датчиков температуры двигателя, уровня оставшегося топлива и т.д. Под правой рукой управление дверями а также кнопки, отвечающие за светотехнику, и дисплей с изображениями с камер видеонаблюдения (их в салоне 4). На руле располагается кнопка подачи звукового сигнала. Внизу, как ни странно, две педали (так как коробка у нас автоматическая).
Обратите внимание - логотип "Lotos" на руле просто приклеен поверх "Фотона" (этим же грешит Volgabus на некоторых экземплярах 5270 - логотип приклеен на стандартный руль группы ГАЗ или какого-нибудь другого, "логотипная" ниша которого даже приблизительно не соответствует форме эмблемы волжских автобусов). Ну наверно уж руль можно было бы оформить поприличнее.
Внешний вид
Никто не поспорит, что внешне автобус явно "из 21 века". Семь вклеенных стёкол выглядят как единая линия, тонировка скрывает перепад уровней высоты. Форточки расположены через одно стекло (я уже говорил что в заднюю иногда высовывают голову, с улицы смотрится забавно😄)
На крыше расположен массивный кожух, а под ним баллоны с газом. Их там 8 штук. На некоторых экземплярах установлен еще и кондиционер, в нашем случае его нет.
Перед имеет ярко выраженную симметрию. Фары неправильной формы (похожие на глаза) вкупе с номерным знаком создают эффект "улыбки". Маршрутное табло классического желтого цвета; номер маршрута отображается ярко, крупным шрифтом (на фото плохо видно). По центру логотип "Лотос", спасибо что хотя бы здесь он не приклеен поверх "Фотона".
Над дизайном задней части китайцы тоже постарались. Вытянутые модули фар, черное стекло, электронный маршрутный указатель желтого цвета (его плохо видно на фото, он посередине над стеклом). Ничего лишнего. Под стеклом (вот на этой черной "перекладине") был логотип лотоса, но он видимо отвалился.
Интересный момент - первая в истории партия серийных Lotos-105 (12 штук) прибыла именно в наш город летом 2019 и принадлежит ООО "ТМК-1". В конце 2019 - начале 2020 пять лотосов поступили в Ярославль.
Заключение
Да, это автобус-иномарка, выдаваемый за отечественный. Но мы не станем придираться к условностям, к "лотосу" все же приложена русская рука. Природа оценит газовый движок, пассажиры оценят уют и тепло салона, водители - комфортабельную кабину и коробку-автомат. Пройдет время, РариТэк начнет собственные разработки и встанет в один ряд с Лиазом, Нефазом и Волгабасом))
Lotos-105 может составить конкуренцию Volgabus-5270.GH, КАвЗ-4270, ЛиАЗ-4292.
До новых встреч👋